Домой Новости 23 мая 2018 года в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований состоялся...

23 мая 2018 года в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований состоялся круглый стол «Крещение Алании: религиозно-исторические аспекты и социокультурные результаты».

52
0

23 мая 2018 года в конференц-зале СОИГСИ им. В.И. Абаева состоялся круглый стол «Крещение Алании: религиозно-исторические аспекты и социокультурные результаты».

Организаторами мероприятия выступили: Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел», Министерство Республики Северная Осетия-Алания по вопросам национальных отношений, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова.

В работе круглого стола приняли участие представители органов государственной власти, религиозных и общественных организаций, ученые, деятели культуры, научно-педагогические работники, аспиранты, магистранты, студенты высших учебных заведений, СМИ.

Открывая встречу, заместитель исполнительного директора Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» (г. Москва), кандидат политических наук Артур Викторович Атаев приветствовал участников и обозначил основные цели проведения круглого стола – системное (научное, религиозное и практико-политическое) рассмотрение и комплексная оценка исторического феномена Крещения Алании, его роли в формировании осетинской социокультурной идентичности и цивилизационного значения для Осетии и всего православного мира, а также прогнозирование религиозных, исторических и социокультурных результатов этого события в рамках концепции преемственности Алании и современной Осетии.

В пленарной части также были зачитаны приветствия Главы Республики Северная Осетия-Алания В.З. Битарова и архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида. В своем приветственном адресе владыка Леонид, в частности, отметил: «Подписание в октябре 2017 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Указа «О праздновании 1100-летия Крещения Алании» открыло качественно новый этап в подготовке к этому знаменательному торжеству. Указ формулирует признание высшей государственной властью, вслед за Церковью и научным сообществом, факта непосредственной преемственной связи между средневековым аланским государством и современной Осетией-Аланией. Для исполнения Указа разрабатывается концепция проведения торжеств, подготавливается их программа, что возможно осуществить лишь при условии тесного сотрудничества Церкви, государства, научной и творческой интеллигенции, при поддержке самых широких слоев нашего общества. Основная задача подготовки к празднованию – возрождение аланского Православия – предполагает реализацию комплекса мер, затрагивающих все сферы церковной и культурной жизни. В этих условиях для нас очень значимо активное взаимодействие с ведущими учеными. Язык, история, культура алан-осетин – прямых наследников скифо-сарматской цивилизации и одного из древнейших христианских народов – привлекали и неизменно привлекают внимание специалистов многих стран…».

Гостей и участников круглого стола приветствовали также проректор СОГУ им. К.Л. Хетагурова по международным связям А.С. Уадати и директор СОИГСИ им. В.И. Абаева З.В. Канукова.

В ходе своего выступления З.В. Канукова, в частности, отметила: «Празднование 1100-летия крещения Алании – действительно знаковое событие не только для православного мира. Оно имеет большое историческое и культурное значение для жителей всей Осетии. Известно, что после подписания Указа Президента России о праздновании этого замечательного события руководство республики совместно с Владикавказской епархией подготовило программу. В нее будут включены мероприятия по сохранению памятников истории и культуры, реконструкции и строительство современных храмов, прославлению аланских подвижников; планируется много интересных и важных проектов в сфере науки, культуры и образования. Будет открыт храм святого благоверного князя Александра Невского, который станет самым крупным на Северном Кавказе. Успешная организация обширной программы будет способствовать развитию культурной жизни, реставрации и сохранению исторических памятников, в том числе культовых сооружений. Помимо программы есть много инициативных предложений. Известным режиссером Теминой Туаевой предложено снять историко-документальный фильм, получивший рабочее название «Аланское Православие». Ряд культурно-просветительских мероприятий и проектов готовит и Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований, а именно: издание электронной библиотеки богослужебной и церковно-исторической литературы на базе фонда редкой книги научной библиотеки нашего института (часть этой работы уже проведена институтом в рамках гранта президента РФ), изданы и планируются к изданию труды наших исследователей, готовится ряд конференций. В рамках подготовки к празднованию 1100-летия крещения Алании в Национальном музее РСО–А уже прошла выставка «Осетия православная» на основе уникальных археологических, этнографических, документальных музейных коллекций по истории православия на Северном Кавказе, которая стала визуальным подтверждением роли и места христианства в жизни осетинского народа со времен крещения Алании».

Завершая свое выступление, З.В. Канукова обратилась к ученым: «Нам предстоит сегодня интересная работа. Для обсуждения предложены узловые вопросы, связанные с историей христианства в Алании: анализ археологических находок, христианские святые, роль православия в современной системе образования, сложный, но важный вопрос о формировании алано-христианской идентичности в российском социокультурном пространстве. Поскольку обсуждаемая проблематика является частью масштабного общественного дискурса, в котором много негатива, невежества и фальсификаций, наша задача – быть более ответственными и руководствоваться, прежде всего, принципами академической науки».

Также директор СОИГСИ выразила благодарность Обществу развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» и лично А.В. Атаеву, который не теряет связи с малой родиной и ведет активную научно-организационную деятельность в тесном сотрудничестве с интеллектуальными силами Осетии.

Научная часть мероприятия включала в себя доклады по трем ключевым тематическим направлениям: «Археология современного алановедения: христианская составляющая»; «Крещение Алании – как фактор развития христианства на Северном Кавказе: религиозный взгляд»; «Современная аланская социокультурная идентичность: от концепции к практике».

Научную часть круглого стола открыл доклад министра РСО–А по вопросам национальных отношений, известного историка и археолога, кандидата исторических наук А.А. Цуциева. Аслан Аркадьевич рассказал о примечательной археологической находке, сделанной при раскопках средневекового аланского катакомбного могильника у с. Даргавс в 2016 году – бронзовом нательном кресте с изображением Богородицы (Х-ХII вв.). Стороны креста имеют окончания в виде парных медальонов с изображением святых. Как отметил ученый, подобные кресты археологи находили исключительно на территории северокавказской Алании, что позволяет сделать вывод о сложившейся в средневековой Алании собственной традиции в изготовлении нательных крестов. Особо А.А. Цуциев остановился на вопросах подготовки к празднованию 1100-летия Крещения Алании, отметив, что уже созданы рабочие группы как на федеральном, так и на региональном уровне, идут постоянные консультации и согласование планов мероприятий с Министерством культуры РФ.

О защите христианских ценностей как составной части аланской (осетинской) культуры рассказал в своем докладе «Крещение Алании: цивилизационно-культурные последствия и задачи системы образования Южной Осетии в сохранении духовного наследия» ректор ЮОГУ им. А.А. Тибилова В.Б. Тедеев.
23 мая 2018 года в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований состоялся круглый стол «Крещение Алании: религиозно-исторические аспекты и социокультурные результаты».
По мнению ученого, принятие христианства аланами стало цивилизационно-образующим этапом в развитии культуры наших предков: «Принадлежность части алан-осетин к христианской цивилизации создало для них новые возможности для понимания своего места в мире, укрепило уже существовавшие и задало новые культурно-этические стандарты. Христианские ценности и мировоззрение принимались не какими-то племенами варваров, а народом, который имел свою развитую культурную традицию и опыт взаимодействия с передовыми культурами античного мира. Христианство не прервало историческое развитие алан-осетин, а наоборот, обогатило. Вечные христианские ценности и наши национальная культура и традиции – вот прочная основа для развития и процветания осетинского народа». Ректор ЮОГУ также поделился с присутствующим информацией о том, что планируется подписание договора о сотрудничестве со Сретенской духовной семинарией, в рамках которого студенты университета смогут общаться с ведущими православными учеными Русской православной церкви.

Ведущий редактор Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакон Димитрий Асратян сделал обобщающий доклад о христианских святых аланского происхождения. Ученый подчеркнул, что пришло время для инициирования учреждения в календаре Русской Православной Церкви празднования Собора аланских святых. Кроме того, необходимо внести изменения в месяцеслов, в котором неправильно указано происхождение некоторых аланских святых. Касаясь истории Православия в Осетии в новое и новейшее время, Димитрий Асратян проинформировал участников встречи, что на прошедших в минувшем году Свято-Георгиевских чтениях было принято решение о подготовке документов для начала процесса канонизации просветителя Осетии – протоиерея Аксо Колиева.

Заместитель директора Национального музея РСО-А, кандидат исторических наук М.Э. Мамиев сделал краткий обзор основных вех христианской истории Алании: с проповеди Андрея Первозванного в I веке н.э., сведениях античных авторов о христианском богослужении на родном языке в Алании, принятии христианства элитой, а затем и населением Алании. Как отметил историк, начиная с Х века как в горной, так и в равнинной частях Алании, погребальный обряд меняется на христианский, что свидетельствует о широком распространении христианства в аланской среде. Кроме того, шло активное храмовое строительство. После походов Тимура в 14 веке аланское государство прекратило существование, вместе с ним прекратили существование и церковные институты, хотя сама Аланская епархия просуществовала до 16 века, но уже вне Алании. В позднее средневековье аланское православие переродилось в так называемое «народное христианство».

Один из ведущих экспертов по истории алан, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом археологии СОИГСИ им. В.И. Абаева, заслуженный деятель науки РСО–А А.А. Туаллагов выступил с ремаркой о том, что коллегам, занимающимся проблематикой аланского православия, следует крайне осторожно и тщательно относится к источникам, так как в современных научных дискуссиях на эту сложную тему нередко популизм и прожектерство подменяют истинное научное знание.

Большой интерес аудитории вызвал доклад заместителя исполнительного директора Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» А.В. Атаева «Формирование алано-христианской идентичности в российском социокультурном пространстве. Артур Викторович акцентировал внимание участников на том, что в последние годы на Северном Кавказе развернулась борьба за так называемое «аланское наследство», причем зачастую эти процессы подогреваются внешними силами. В конечном итоге это может служить дестабилизирующим фактором для всего юга России. Для эффективного развития в рамках общего российского социокультурного феномена Осетии – Алании необходимо предпринять ряд шагов для усиления алано-христианской идентичности, среди которых научные исследования, издательская деятельность, культурно-просветительские проекты в сети Интернет.

ИСТОЧНИК: http://soigsi.com/index.php/958-23-05-2018-kreshchenie-alanii-religiozno-istoricheskie-aspekty-i-sotsiokulturnye-rezultaty

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here