Домой Популярно Культура и просвещение на Северном Кавказе в начале XX века

Культура и просвещение на Северном Кавказе в начале XX века

131
0

Заметную роль в развитии культуры народов Северного Кавказа играли культурно-просветительные организации и школы. Зарождавшаяся горская интеллигенция совместно с прогрессивными представителями русской интеллигенции стремилась использовать эти организации для просвещения народа.

В конце XIX в. в Нальчике было создано «Нальчикское благотворительное общество», позднее в Кисловодске — «Общество образования горцев Северного Кавказа», а в Адыгее — «Черкесское благотворительное общество». Во Владикавказе — «Терское медицинское общество», «Терское сельскохозяйственное общество», Терский музей, а на Кубани – «Общество любителей изучения Кубанской области», Екатеринодарский музей краеведения, Публичная библиотека. В Пятигорске — «Горское общество». Деятельность этих обществ содействовала развитию образования и распространению медицинских, естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний, изучению истории и экономики, а следовательно, развитию культуры, распространению научных и экономических знаний.

Активную работу по просвещению народа проводило и «Общество по распространению образования и технических знаний среди горцев Терской области». Общество это возникло по инициативе активных деятелей демократической интеллигенции
Терской области — М. 3. Кипиани, К. Л. Хетагурова, В. Г. Шредерса, Дж. Шанаева, М. Далгата. В начале XX в. в Кабарде и Балкарии работали «Общество распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа», «Просветительский кружок кабардино-горской молодежи». В организации «Общества распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа» видную роль сыграли деятели просвещения И. Кармов, Т. Блаев, П. Кешоков, М. Абаев и др. Общество оказывало материальную помощь кабардинцам и балкарцам, обучавшимся в средних и высших учебных заведениях. В 1907 г. в Майкопе был создан кружок любителей природы, а с 1908 г. – народный университет для распространения знаний среди населения.

Деятельность передовых учителей, представителей местной и русской интеллигенции,
различных обществ по развитию культуры и распространению знаний среди горского населения и обучению детей на родном языке встречало сопротивление со стороны мусульманского духовенства Северного Кавказа. Оно выступало против новых алфавитов на русской графической основе, против светского образования, подрывавших, по представлению служителей ислама, влияние духовенства.

В 1900 г. в Порт-Петровске была открыта первая в Дагестане публичная библиотека в
несколько тысяч томов книжного фонда с небольшой читальней. Имелась частная читальня в Дербенте, располагавшая в основном периодическими изданиями. В 1914 г. в Дагестане функционировало 16 библиотек, из которых 11 библиотек было при учебных заведениях. Книжный фонд всех библиотек не превышал 70 тыс. томов, причем фонд библиотек при учебных заведениях состоял из 55 томов. В Северной Осетии передовые учителя и демократическая интеллигенция организовали библиотеки не только в городе Владикавказе, но и в сельских населенных пунктах — Ардоне, Христиановском, Алагире, Ольгинском, Гизеле. Первая общественная библиотека в Нальчике появилась в 1910 г., ее книжный фонд не превышал 1 тыс. томов.

Рука об руку с представителями местного населения, учителями и организаторами борьбы за расширение сети школ работали русские педагоги. Они сделали многое для приобщения горцев к русской грамоте, для поднятия их культурного уровня. Русские учителя выступали и инициаторами в деле создания алфавитов, букварей и грамматик для национальных языков. Они вместе с местными учителями боролись за светскую школу Н. Кириченко — учитель Карт-Джуртского училища (Карачай) — в 1897 г. подготовил грамматику и словарь балкаро-карачаевского языка. Л.Г. Лопатинский сделал попытку создания письменности кабардинского языка на русской графической основе. В 1891 г. он издал в Тифлисе «Краткую кабардинскую грамматику и «Русско-кабардинский словарь», занимался собиранием кабардинского фольклора. Будучи инспектором Кавказского учебного округа, Лопатинский горячо поддерживал идею преподавания родного языка в школах. Благодаря его стараниям в 1906 г. в Тифлисе были изданы кабардинский букварь, оставленный П. Тамбиевым, а в 1916 г. — книга «Родная речь» И. Аконева для карачаево-балкарских школ. В 1911 г. известный чеченский просветитель, депутат Государственной думы, большевик Т. Эльдерханов издал в Тифлисе на русской графической основе «Чеченский букварь». Таких передовых деятелей просвещения на Северном Кавказе было немало.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here