Домой Школа Дударев С.Л. К 50-летию Кавказоведческой Школы В.Б. Виноградова (рукопись)

Дударев С.Л. К 50-летию Кавказоведческой Школы В.Б. Виноградова (рукопись)

2488
0

В декабре 2013 г. Кавказоведческая Школа В.Б. Виноградова 
отметила своё 50-летие.

 

Возникновение студенческого кружка, находящегося в основании сегодняшней школы, которая с самого своего начала была глубоко интернациональной (в нее входили русские, чеченцы, ингуши, украинцы,  татары, кабардинцы, осетины, и др.), берет истоки в 1963 г. и связано с деятельностью молодого тогда ученого В.Б. Виноградова, выпускника истфака МГУ им. М.В. Ломоносова, младшего научного сотрудника Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, и преподавателя Чечено-Ингушского государственного педагогического института (ЧИГПИ). Окончательное формирование кружка завершилось к декабрю 1964 г. [1, с. 5]. Отсюда берет начало «кружковой пе­риод» в истории школы, который длился с 1964 по 1975 г.  Системообразующей дисциплиной для кружка в то время была археология, романтическое обаяние которой, и большое влияние личности самого В.Б. Виноградова привлекали в поле поисковой деятельности немало студентов исторического факультета, принимавших участие в раскопках, и выступавших на студенческих научных региональных и всесоюзных конференциях в Краснодаре, Тбилиси, Москве, Ужгороде и др.  с результатами своих скромных опытов. В 1974 году коллектив впервые сумел провести  «взрослую» научно-практическую конференцию «Археология и религия», в которой принимали участие и начинающие ученые, и студенты. Через год открылась заочная аспирантура по археологии (при СОГУ им. К.Л. Хетагурова), право на которую В.Б. Виноградов получил, защитив в 1973 году докторскую диссертацию в своей Alma mater и став затем профессором. Так началось складывание отряда кандидатов и докторов наук, которых ныне насчитывается около 40, многие из которых  добились ученых степеней, пройдя и через институт соискательства. Значительная часть учеников В.Б. Виноградова защитила диссертации без отрыва от производства.

Второй период деятельности коллектива (1975–1987) стал временем признания последнего в качестве научной школы. С 1976 г. оформилась Предгорно-плоскостная археологи­ческая экспедиция (ППАЭ) ЧИГУ, деятельность которой за последующие 15 лет  привела к открытию  и частичному изучению десятков памятников древности и средне­вековья.  Эффективность работ экспеди­ции возросла с открытием в 1986. г. в ЧИГУ хоздоговорной археологической ла­боратории. Ее отряды работали на территории Чечено-Ингушетии, также в соседних субъектах Се­верного Кавказа (Ставрополье, Дагестан). Накопление полевых материалов стимулировало защиту квалификационных работ В.А. Петренко, С.Л. Дударева, Т.С. Магомадовой, Х.М. Мамаева, Н.Н. Бараниченко (Великой), Л.М. Хакуловой, Д.Ю. Чахкиева, и др. [2].

Середина 1970-х – конец 1980-х годов стали рубежными в трансформации Школы В.Б. Виноградова из преимущественно  археологической в историко-археологическую, а затем историко-регионоведческую, что было связано с дальнейшим развитием творчества В.Б. Виноградова, все более углубленно занимавшегося более поздними эпохами истории Кавказа [3]. С конца 1970-х годов и до конца 1980-х школа занималась широкой пропагандой известной концепции «добровольного вхождения Чечено-Ингушетии в состав России».

В 1980-е годы Школа становится основой регионального научно-методического «Кав­казоведческого семинара», являвшегося одним из нарождавшихся центров интеграции северокавказской науки в республиках Северного Кавказа. С 1981 г. проведение на базе Школы научных конференций, причем с практическим уклоном (например, «Археология и краеведение – вузу и школе») стало ежегодным, а в последние годы работы коллектива в г. Грозном (1988–1991) прово­дилось по нескольку конференций, студенческих регио­нальных Олимпиад и выставок (в том числе, по заданию СКНЦ ВШ) в год. Помимо сборников тезисов в грозненский период был накоплен первый опыт издания сборников научных трудов. Таким стал  сериал «Археология и вопросы (атеизма, этнической, социальной, хозяйственно-экономической истории)».

В 1987 г. научная школа В.Б.Виноградова послужила базой для сформирования кафедры истории народов Северного Кавказа (ИНСК) в ЧИГУ им. Л.Н. Толстого, что обозначает новый этап в ее деятельности (1987–1991). Кафедра ИНСК (В.Б. Виноградов, С.Л. Дударев, С.Н. Савен­ко, Б.М. Хашегульгов, С.А. Голованова, Б.Б-А. Абдулвахабова, К.З. Махмудова, Х.В. Туркаев) активно содействовала пропаганде идеи русско-чечено-ингушского историко-государственного единства. За короткое время она опубликовала около полусотни научно- и учебно-методических разработок, книг, брошюр, сборников научных трудов и тезисов научных конференций, сдала в печать подготовленную по заданию Северокавказского на­учного центра высшей школы (г. Ростов-на-Дону) коллективную монографию «Историю сельского населе­ния и крестьянства Северного Кавказа (с древнейших времен до ХV в.)» [4], и т.д. Научно-творческая деятельность коллектива сочеталась с широким внедрением его результатов в процесс школьного и вузовского препода­вания и пропагандой исторических знаний среди населения Чечено-Ингу­шетии, шедший под девизом «История – наставница жизни», через прессу, радио и телевидение.

С 1989 г. на кафедру ИНСК обрушились преследования тех, кто, так или иначе, причастен к разжиганию событий, взорвавших мирную Чечено-Ингушетию. Условия жизнедеятельности преподавателей становились экстремальными, о чем говорит трагическая гибель ректора ЧИГУ профессора В.А. Кан-Калика. В.Б. Виноградов и часть его Школы переезжают из г. Грозного в Армавир, где, будучи принятыми на новое место работы, вливаются в состав молодого армавирского истфака в стенах АГПИ.

В.Б. Виноградову и его сподвижникам суждено было послужить своеобразным «локомотивом» в  развитии научной работы в АГПИ [5, с. 52–54]. Грозненская школа в процессе своего приживления на новой почве стала армавирской.

Уже осенью 1992 г. по инициативе В.Б. Виноградова в АГПИ состоялся первый студенческо-преподавательский семинар [6].Так начался новый этап истории Кавказоведческой Школы, продлившийся до 1998 г. В 1993 г. была образована кафедра всеобщей истории, заведующим которой стал В.Б. Виноградов, а в ее составе трудился ряд его учеников. Начало работы кафедры ознаменовалось тем, что В.Б. Виноградов и его ученики  предложили новую периодизацию всемирной истории, основанную на интеграционном принципе, которая с тех пор стала основой для всей научной и учебно-методической деятельности как вновь образованной кафедры, так и ее будущих преемниц  [7, с.126-135; 8; 9, с.33-40].  Одновременно, с новыми подходами в осмыслении зарубежной истории В.Б. Виноградовым формулируется новая концепция «российскости», как генеральная основа русско-кавказского единства [10, с.3-11; 11, с.88-101]. В 1995 году возрождается под уточненным названием научно-практическая конференция «Историческое регионоведение Северного Кавказа – вузу и школе». Начинает выходить сборник «Проблемы всеобщей истории». В 1996 году возникают новые, не имеющие прецедентов, био-библиографические и  иные регионоведческие сериалы (см. ниже).  1997 г. ознаменовался выходом в свет ежегодного сборника научных статей «Вопросы северокавказской истории», который в 2006 г. приобрел новое название «Вопросы южнороссийской истории». С 1998 г. школа В.Б. Виноградова в содружестве с «Фондом культуры кубанского казачества» начинает длящийся и по сию пору резонансный проект под названием – Кубано-Терская научно-практическая конференция «Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа» (получившая в 2002 году статус международной). При кафедре всеобщей истории уже вскоре после переезда в Армавир создается археологическая лаборатория, главным объектом деятельности которой становятся раскопки могильника и поселения эпохи раннего средневековья и у х. Горькая балка [12, с. 5–12]. Организуется краевая межвузовская конференция «Археология и краеведение Кубани».

1998 год становится началом нового этапа в истории Кавказоведческой Школы, продолжавшегося до 2008 г. Из состава кафедры всеобщей истории выделилась кафедра регионоведения и специальных исторических дисциплин (РСИД), которая взяла на себя преподавание комплекса предметов, развивающих основные идеи Кавказоведческой Школы (прежде всего концепцию российскости) [13]. Заведующим кафедрой РСИД стал В.Б. Виноградов. Показательно, что в 1998 г. впервые уже на Кубани, в Армавире, завершают аспирантуру с защитой диссертаций молодые специалисты (Б.В. Виноградов, С.В. Телепень и др.). Кафедра всеобщей истории продолжила разработки в сфере зарубежной истории, и стыковых с ней областях, все более углубляя специализацию в изучении тех или иных стран зарубежья. После защиты ее заведующим С.Л. Дударевым докторской диссертации в Институте Востоковедения РАН  [14] в 2000 г. начинает работу аспирантура по всеобщей истории. В 2000 годы ее заканчивает ряд молодых специалистов, защитивших кандидатские диссертации в университетах гг. Краснодара, Ростова-на-Дону и Ставрополя (С.В. Назаров, И.И. Басов, Т.Н. Шалдунова, Д.А. Волошин, А.В. Прокопчук, А.В. Сальников и др.) [15].

Школа разделилась на два крыла, каждое из которых занималось своим участком работы, но не теряло общей взаимосвязи, базируясь на интеграционной периодизации всемирной истории и других общих наработках. Наступившие 2000-е годы были весьма успешными для коллектива. Представители его старшего поколения – Н.Н. Великая в 2001 г. [16], а С.А. Голованова в 2006 г. [ 17] защитили докторские диссертации. И вскоре на суд научной общественности были представлены диссертации уже их аспирантов – О.С. Пылкова, Т.Г. Письменной, С.Е. Сазоновой, А.С. Малаховой и др.

Число подготовленных и защищенных диссертаций к 2002 г., когда Школа отметила 10-летие деятельности в Армавире, достигло почти 30.  Среди них отметим работы С.Н. Ктиторова, Г.О. Аствацатурова, Ю.В. Приймака, С.И. Алиевой, З.З. Зинеевой, С.Д. Шаовой, О.В. Ктиторовой [18, с.208]. Постоянно пополнялся и корпус аспирантов и соискателей, регулярно действовал и студенческий кружок. Показателем роста Кавказоведческой Школы было создание в 2002 г. на базе археологической лаборатории при кафедре РСИД Центра археологических исследований АГПУ (директор Е.И. Нарожный), который успешно продолжил ранее начатые полевые исследования. Кроме того, Центр наладил выпуск объемных «Материалов и исследований по археологии Северного Кавказа», ставших заметной археологической «трибуной» не только для «виноградовцев», но их научных партнеров из других вузов и НИИ России [19]. В ЦАИ вскоре появились и свои подготовленные кандидаты наук, чьи диссертации опирались уже и на добытые сотрудниками лаборатории и Центра материалы [20].

Плодотворными были и следующие пять лет жизнедеятельности Кавказоведческой Школы, которые принесли новые результаты, в том числе, защиты кандидатских диссертаций (К.В. Скиба, А.А. Цыбульникова, Л.Н. Хлудова, В.А. Матвеев, А.Н. Рябиков, С.В. Самовтор) [21]. Но наиболее знаменательно то, что в 2000-е годы в рядах грозненско-армавирской школы появились доктора наук, исследования которых олицетворяли движение уже ее среднего поколения к достижению высших ученых степеней. К ним относятся Ю.Ю. Клычников [22], Б.В. Виноградов [23], З.Б. Кипкеева [24].

В рассматриваемое десятилетие Кавказоведческая школа продолжала публикацию ряда научных сериалов, ранее основанных в Армавире: «Практические опыты исторического регионоведения» (55 выпусков), сборники «Вопросы южнороссийской истории» (17 выпусков), «Археология, этнография и краеведение (Кубани) Северного Кавказа» (18 выпусков), «Чтения по археологии Средней Кубани» (16 выпусков), «Историческое регионоведение Северного Кавказа – вузу и школе» (9 выпусков), «Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа» (8 выпусков), «Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа» (8 выпусков) и т.д. К числу наиболее весомых, качественных показателей научного роста Школы на указанном отрезке времени следует отнести выход серии монографий (всего более 30) по различным проблемам истории Северного Кавказа от древности до наших дней (В.Б. Виноградов, Н.Н. Великая, Б.В. Виноградов, Н.Н. Гарунова, С.Л. Дударев, Ю.Ю. Клычников, З.Б. Кипкеева, А.А. Цыбульникова и др.). [25].

Важной качественной чертой развития Школы в 1998-2008 гг. было то, что она вышла на международный уровень. Представители Школы, развивая достижения своего Наставника, выступили на многих международных конференциях за рубежом и издали в их трудах ряд статей (Германия, Франция, Польша, Греция, Турция, Чехия и др.) [26, с. 38–53]. В апреле 2008 г. Кавказоведческая Школа отметила свое 45-летие и отпраздновала 70-летие Виталия Борисовича Виноградова. В честь этих дат был выпущен сборник межрегиональной научной конференции [27], а также сборник избранных работ основателя Школы – В.Б. Виноградова [28].

 С 1 декабря 2008 г. по конец августа 2013 г. длился следующий этап в истории Кавказоведческой Школы, когда были объединены кафедры всеобщей истории и РСИД. Cовременный период в жизни коллектива характерен прочным включением его в систему разработок по грантам, прежде всего, РГНФ и Министерства образования и науки РФ (в рамках федеральных целевых программ). Так, Школой в рамках ФЦП разрабатывалась тема «Российскость и евразийство». Ныне в рамках госзадания от Министерства представители Школы разрабатывают тему «Основы этнической толерантности и межкультурного диалога на Северном Кавказе» (рук. – проф. С.Л. Дударев). Инициатором темы по этнической толерантности является ректор АГПА, доцент А.Р. Галустов. Важным результатом разработки данной темы уже стал выпуск учебного пособия для учителей [29], а также учебного пособия (учебника) для учащихся общеобразовательных учреждений Краснодарского края [30]. В 2012–2013 гг. кафедрой всеобщей и региональной истории АГПА была проведены Всероссийская и вузовская научно-практические конференции по проблемам этнической толерантности [31; 32]. В рамках данного проекта издаются новые монографические работы [33]. К глубокому сожалению, в сентябре 2012 г. скончался В.Б. Виноградов, что явилось огромной и невосполнимой потерей для коллектива.

Коснемся теперь основных черт Кавказоведческой Школы и ее основных подходов к изучению истории региона. Поскольку это аспект работы коллектива уже освещался в печати [34;35], позволим себе лишь тезисное изложение сути вопроса.

Школа на протяжении всей своей истории последовательно решала вопрос о подготовке новых поколений исследователей [36]. Для коллектива характерно наличие четкой, «классической», возрастной и степенной лестницы – студенты – аспиранты – кандидаты наук (доценты) – доктора наук (профессора). При этом возраст кандидатов наук колеблется в пределах 34–45 лет, профессоров – 37–62 лет. Ядро коллектива многие годы было объединено на одной кафедре (всеобщей истории, регионоведения и специальных исторических дисциплин и др.).  Двигателем деятельности коллектива долгие годы был энтузиазм, когда те или иные научные мероприятия (включая археологические экспедиции) или публикации организовывались «вскладчину». Внутри коллектива существует единая идейная направленность, главным стержнем которой является отстаивание русско-северокавказского историко-государственного единства. Школа на протяжении всей своей истории была многонациональным коллективом, что проецировалось и на научные выводы, не связанные, в ракурсе региональной истории или истории единого Отечества, с какой-то конкретной национальной или этнической ангажированностью и основанные на идее «российскости». В этой связи, характерной чертой научного творчества нашего коллектива является утверждение идеи динамичности, под­вижности этнополитических границ в регионе с глубокой древности, переплетенности исторических судеб предков многих коренных народов Северного Кавказа, невозможности и несправедливости разведения (а подчас и просто разрывания!) их истоков и дальнейшей истории по тес­ным «национальным квартирам», бесперспективности решения территори­альных и иных споров путем кровавых «разборок», ведущих народы в гибельный тупик. Кавказоведческая Школа против этномифов, цель которых – утверждение «престижных» версий происхождения тех или иных народов и придание им более высокого социального и политического статуса, чем тем, у которых нет такой «славной истории».

Школа В.Б. Виноградова исходит из того, что невозможно утверждать чей либо этнический (этно-национальный) приоритет в ареале равнинного Предкавказья, навечно закрепляя территорию за той или иной группой населения c древнейших времен. Единственный приоритет, который видится незыблемым на долгие века – это доминанта многонационального Российского государства, которое более двухсот лет обустраивает Северный Кавказ как часть Большой России во имя мира и процветания всех живущих здесь народов. Школа всегда настойчиво и всесторонне демонстрировала положительный потенциал русско-северокавказских отношений последних четырех столетий, разумеется, не закрывая глаза, особенно сегодня, на проблемы и сложности интеграционных процессов между Большой Россией и Северным Кавказом («северокавказский кризис» XIX в. и т.д.) [37].

Свое видение прошлого Северокавказского региона исследователи Школы раскрывают через судьбы и свершения представителей российской общественно-политической и культурной элиты, происхождение, жизненный путь которой в той или иной степени был связан с Кавказом. Персонифицируя историю, «виноградовцы» создают живую картину прошлого, в которой важную роль играет субъективный фактор – человеческие поступки и свершения, без которых понять причины тех или иных событий невозможно. И здесь речь идет не только о деятелях давно минувших дней, но и о наших современниках, судьбы которых (нередко весьма нелегкие) являются примером достойного служения науке и своему Отечеству (данные персоналии, изучаются, например, в таких сериалах Школы, как «Лики российской истории», «Российские исследователи Кавказа», «Северокавказские историки-краеведы» и др.).

На уровне разработок по всемирной истории доминирующим является интеграционный принцип, определявший ход истории «от локальности к интеграции», объединению народов в региональном, государственном, планетарном масштабах. В области изучения социальной истории Школы В.Б. Виноградова традиционно выступала за объективное позиционирование генезиса социальных отношений у горских народов, и выявления его реального уровня, возражая против искусственного, порой, завышения достижений общественного развития автохтонов. В области духовной культуры Кавказоведческая Школа высказывалась на выяснение сложного генезиса религиозных верований у народов региона, их глубокий синкретизм и своеобразие, далекое от «правоверия», отстаивала тезис о том, что любые попытки утверждать исконное и «чистое» наличие тех или иных мировых религиозных систем у народов региона с незапамятных времен являются далекими от истины, а попытки навязывания «чистой религии» обычно связаны с насилием.

Школа традиционно занималась пропагандой исторических знаний среди населения, откликалась на потребности образовательно-воспитательной сферы, используя исследовательские данные в вузовской и школьной практике, чему служили как научно-популярные газетные и журнальные публикации, выступления на радио и телевидении, так и выпуски научных сериалов (Историческое регионоведение Северного Кавказа – вузу и школе; и др.), в которых активно сотрудничали школьные и вузовские педагоги.

Таковы некоторые основные итоги деятельности Кавказоведческой научно-педагогической Школы В.Б. Виноградова за полвека, прошедшие с момента ее возникновения. Достигнутые коллективом результаты посвящаются памяти своего Учителя.

Примечания

  1. Краткая летопись жизни и деятельности Виталия Борисовича Виноградова (род. 5.04.1938 г.). М.; Грозный; Армавир, 2008.
  2. Виталий Борисович Виноградов. Био-библиографические сведения. – Армавир, 1998.  С. 89-90.
  3. Виталий Борисович Виноградов (страницы жизни и творчества) // Научная мысль Кавказа. – 2013. – №1. – С. 109-112.
  4. Рукопись не увидела свет в связи с событиями начала 1990-х годов в стране.
  5. Историческому факультету АГПА – 20 лет! // XVI чтения по археологии Средней Кубани. Краткое содержание докладов. – Армавир: Графа, 2011. С.52-54.
  6. К изучению историко-культурного прошлого населения Прикубанья. Материалы заседания студенческо-преподавательского семинара по итогам работ 1992 г. – Армавир, 1992. – 31 с.
  7. В.Б. Виноградов, С.Л. Дударев, Е.И. Нарожный. Основные этапы всемирной истории. Методический материал  // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. – 1995. – №5.
  8.  Основные этапы всемирной истории / под ред. В.Б. Виноградова и С.Л. Дударева. Армавир, 2009. – 260 с.
  9.  Виноградов В.Б., Дударев С.Л., Назаров С.В., Назарова В.В. О разработке и преподавании новой периодизации всемирной истории на кафедре всеобщей и региональной истории АГПУ //Научная мысль Кавказа. – 2010. – № 4. – С.33-40.
  10. Виноградов В.Б. «Российскость» как парадигма северокавказского историко-культурного единства в составе России // «Российскость» в истории Северного Кавказа. Армавир, 2002. С.3-11.
  11. Великая Н.Н. Российскость как парадигма изучения российско-кавказского единства // Актуальные и дискуссионные проблемы истории Северного Кавказа. Южнороссийское обозрение. – №45. – 2007. – Ростов н/Д, 2007. С.88-101.
  12. Виноградов В.Б. Археология в Армавирском государственном педагогическом университете  // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказе. – Вып. 4. – Армавир, 2004. С.5-12.
  13. Кафедра регионоведения и специальных исторических дисциплин / сост. В.Б. Виноградов. – Армавир, 1998.
  14. Дударев С.Л. Северный Кавказ и ранние кочевники в предскифскую эпоху (IX – первая половина VII в. до н.э.)  : автореф. дисс. … докт. ист. наук. – М., 1999. –38 с.
  15. Сборник научных работ С.Л. Дударева. – М.: Илекса, 2011. – С. 546–547.
  16. Великая Н.Н. Политические, социально-экономические, этнокультурные процессы в Восточном Предкавказье (XVIII–XIХ вв.): автореф. дисс. … докт. ист. наук. – Ставрополь: СГУ, 2001.  54 с.
  17. Голованова С.А.Казачество Терека и Кубани: этнополитические и культурно-исторические особенности становления и эволюции (вторая половина ХVI – конец ХIХ в.): автореф. дисс. … докт. ист. наук.  – М.: МПГУ, 2005. 37 с.
  18. Виталий Борисович Виноградов. Персоналия // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. – Вып. 1. – Армавир, 2003.  С. 208.
  19. Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. – Армавир, 2001–2006. – Вып. 1–6.
  20. Соков П.В. Раннесредневековые памятники VIII–IX вв. Средней Кубани : автореф. дис. … канд. ист. наук. – Воронеж: ВГУ, 2004.  25 с.
  21. Виноградов В.Б. Российский Северный Кавказ: факты, события, люди / В.Б. Виноградов. – М.; Армавир, 2006.  С. 156.
  22. Клычников Ю.Ю. Российская политика на Северном Кавказе (1827–1840): автореф. дис. … докт. ист. наук. – Пятигорск: ПГТУ, 2004.  51 с.
  23.  Виноградов Б.В.Специфика российской политики на Северном Кавказе в 1783–1816 гг. – Армавир, 2006.  49 с.
  24. Кипкеева З.Б. Народы Северо-Западного и Центрального Кавказа: миграции и расселение в период их вхождения в состав Российской империи (60-е годы XVIII в. – 60-е годы XIX в.): автореф. дисс. … док. ист. наук. – Ставрополь: СГУ, 2007. 46 с.
  25. http://www.agpu.net/  fakult/istfak/Kaf_vseob_i_reg_istor kavkazovedcheskai%20shkola/Default.aspx
  26. Дударев С.Л. Мы и мир (зарубежные связи кафедры всеобщей истории) / С.Л. Дударев // Методические статьи и заметки по истории. – Вып. V. – Армавир, 2005.  84 с.
  27. Материалы Межрегиональной научной конференции «Российский Северный Кавказ: перспективы исследования и исторические вызовы» (к 70-летию В.Б. Виноградова). – Армавир, 2008.  160 с.
  28. Сборник избранных статей Виталия Борисовича Виноградова (к 70-летию со дня рождения). – Армавир, 2008. 228 с.
  29. Этническая толерантность и межнациональный мир на Кубани. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений Краснодарского края. – Армавир: РИЦ АГПА, 2013. 3-е изд., перераб. и доп.  120 с.
  30.  Этническая толерантность и межнациональный мир на Кубани: учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Изд. 4-е, перераб. и доп. – Армавир, 2013.  312 с.
  31. Этническая толерантность и межнациональный мир на Северном Кавказе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Армавир, 2012.  312 с.
  32.  Миграционные процессы и толерантность:история и современность. Материалы внутривузовской студенческо-преподавательской конференции / под ред. С.Л. Дударева. – Армавир: АГПА; Дизайн-студия Б, 2013. – 88 с.
  33. http://www.agpu net/fakult/istfak/Kaf_vseob_i_reg_ istor/stati%20i%20monografii/Default.aspx
  34. Феномен школы В.Б. Виноградова // Политические и интеллектуальные сообщества в сравнительной перспективе. Материалы научной конференции 20-22 сентября 2007 г. – М., 2007.  С. 144–147/
  35. Кавказоведческаянаучно-педагогическая школа В.Б. Виноградова // Историки, научные школы и исторические сообщества юга Российской империи, СССР и постсоветского пространства. Материалы международной научной конференции. Сборник научных статей. – Краснодар, 2012.  С. 206–216.
  36. Гиль Э.Л.,  Мирская З.Л. Морально-этические аспекты функционирования научных школ // Этические проблемы научного исследования. Издательство Ростовского университета, 1975.  С. 30, 31, 36.

 

  1. Дударев С.Л.К изучению специфики интегративного процесса у народов Северного Кавказа и большой России в XVIII –началеXXI века/под ред. Н.Н Гаруновой.  Армавир: Дизайн-студия Б, 2013.  – 56 с.

Автор:    С.Л. ДУДАРЕВ,

д.и.н., профессор, заведующий кафедрой

всеобщей и отечественной истории АГПА

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here