Домой Новости Известный иранский эпиграфист — Муртаза Резванфар – посетил Северную Осетию для лекций...

Известный иранский эпиграфист — Муртаза Резванфар – посетил Северную Осетию для лекций и сбора материалов об общих иранских и скифо-сармато-аланских корнях.

923
0

Исторические параллели в культурном наследии Ирана и Осетии заставили иранского исследователя Мортеза Резванфара вновь приехать в республику. Ученый уже несколько месяцев находится в республике и активно знакомится с ее культурной и научной жизнью, в чем ему помогают сотрудники Центра иранской культуры СОГУ и Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. Васо Абаева. Известный эпиграфист собрал уникальный материал об общих корнях наших народов. Исследования в области культурного и языкового наследия Ирана и Осетии, которое имеет тысячелетнюю историю, проходят в разных уголках республики.

Мортеза Резванфар: «Исторические связи наших народов насчитывают множество веков. То, что мы рассчитываем найти в с. Заманкул касается периода 19 века. В силу определенных экономической и политической ситуации, многие иранцы вынуждены были переселиться, и большая часть осела во многих селениях».

На некрополе одного из старейших сел Осетии Заманкуле насчитываются десятки надгробных памятников. Некоторым из них большее 200 лет. На плитах можно легко различить надписи на персидском и арабских языках, которые подробно рассказывают о покойном, его деяниях, социальном статусе, религиозности.

Мортеза Резванфара: «То, что я здесь увидел, здешние надгробные плиты вертикальные, довольно высокие. В Иране они горизонтальные, наземные. Это привело меня к выводу, что переселенцы, которые осели здесь, подверглись влиянию здешней культуры и здешних традиций и переняли их от местных жителей. Что еще заметно, они придавали гораздо большее внимание загробной жизни, это особенно заметно по символике и по надписям на плитах. Помимо всего прочего было некое соперничество между иранскими переселенцами и местными жителями. В плане представления своей традиционной культуры. Это проявлялось во всем: архитектуре, в еде, в манере одеваться. И надгробные плиты отчетливо изображают элемент этого соперничества».

Исследователю удалось побеседовать и с местными жителями, которые охотно рассказали истории, связанные с людьми, некогда населявшими этот край и о сегодняшних проблемах.

На Северном Кавказе, по словам Мортеза Резванфара, в позапрошлом веке выходцами из Ирана были возведены три мечети: в Махачкале, Дербенте и во Владикавказе. Из них владикавказская шиитская — самая старая. В начале XX века во Владикавказе проживало 800 азербайджанцев и 2000 персов. И все они исповедовали шиитский толк ислама. По их просьбе и на их средства в конце современной улицы Кирова была возведена мечеть. Сегодня здание бывшего планетария — историческое достояние города.

А в Национальном музее выставлено несколько экспонатов, которые относятся к древнему времени. На некоторых изображены символы, которые можно наблюдать на аналогичных предметах, выставленных в музеях Восточных стран

 

ИСТОЧНИК: http://vladikavkaz.bezformata.ru/listnews/irano-osetinskie-paralleli/67740520/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here