Домой Популярно ФЕНОМЕН ИРАКЛИЯ ЛУАРСАБОВИЧА АНДРОНИКОВА

ФЕНОМЕН ИРАКЛИЯ ЛУАРСАБОВИЧА АНДРОНИКОВА

104
0

В.Б.Виноградов, И.Г.Черноусова

Преодолевая затянувшееся умалчивание многозначительных личности и творчества разнообразно одарённого исследователя и человека, феномена его необычайно яркого бытования на историко-культурном небосклоне отечественного кавказоведения, отвергая «либерально-демократические» нападки и шельмования последних двух десятков лет, авторы адресуются всем тем, кому небезразлична истинная картина познания Российского Кавказа в его реальной гуманистической сути.

В середине марта сего года замдиректора Центральной областной библиотеки имени М.Ю.Лермонтова в г, Ярославле Любовь Владимировна Мельникова вместе с очередным сборником публикаций 6-х Лермонтовских чтений сообщила нам, что 8-я соответствующая ежегодная конференция будет посвящена 100-летию со дня рождения Ираклия Луарсабовича Андроникова — известнейшего советского лермонтоведа — в его неразрывной связи с такими коллегами-корифеями как В.А.Мануйлов, Э.Г.Герштейн, С.А.Андреев-Кривич и многие другие.
Откликаясь на этот призыв, мы предлагаем небольшую подборку сведений и материалов в честь замечательного исследователя, публициста и популяризатора судьбы и наследия гениального русского поэта и писателя.
Из огромного арсенала исходных данных воспользуемся, прежде всего, извлечениями из наиболее авторитетного в конкретном случае беспрецедентного обобщающего издания «Лермонтовская энциклопедия» (Москва.1981), претворённого в жизнь великими трудами В.А.Мануйлова — общепризнанного лидера научного лермонтоведения и пожизненного партнёра, друга, творческого спутника И.Л.Андроникова.
Оно констатирует, что русский советский писатель, литературовед, исследователь изучения биографии и художественного наследия классика «золотого века» русской литературы реализует свои методы многообразными средствами — в историко-литературных трудах, в устных рассказах, в художественном исполнении стихов, в создании кино- и телефильмов. Ему принадлежат рассказы, литературные портреты, очерки, сценарии на лермонтовские темы, в которых научная основательность сочетается с увлекательностью изложения.
Первые разыскания Андроникова связаны с участием в подготовке 5-томного собрания сочинений Лермонтова под редакцией Б.Эйхенбаума (1935-1936). В «Трудах Тифлисского гос. университета» появилась статья Андроникова «К биографии Лермонтова», где устанавливалось, что большой цикл юношеских стихов поэта был посвящён Н.Ф.Ивановой. Эта статья стала основой других работ на тему «Н.Ф.И.» и получила художественное воплощение в рассказе «Загадка Н.Ф.И.» (впервые: «Пионер», 1938, №2). Уже здесь сказались принципиальные особенности метода анализа документов в сочетании с активными поисками нового, встречи с потомками современников Лермонтова, обращение к архивам и материалам, находящимся в частных руках. В результате были установлены не только новые биографические факты, но и найдены два неизвестных стихотворения Лермонтова, а также портрет женщины, в которую был влюблён поэт.
Продолжение этой работы — исследование драмы «Странный человек», её автобиографической основы и идейно-художественного содержания. В книге «Жизнь Лермонтова» (1939) установлена связь романа «Вадим» с подлинными событиями пугачёвского движения в Пензенской губернии, получившая развитие в статье «Лермонтов в работе над романом о пугачёвском восстании» (Литературное наследство, т.45-46, 1948). Весьма существенным был анализ стихотворения «Бородино», впервые сжато изложенный с привлечением нового материала в газете «Правда» 22 июня 1941г.
Результатом многолетних разысканий явилась вышедшая в 1955г. монография Андроникова «Лермонтов в Грузии в 1837 году», где были выяснены многие обстоятельства, сопровождавшие службу Лермонтова в Нижегородском полку, изучены его связи с грузинской культурой и творческие замыслы, возникшие во время путешествия по Грузии и скитаний по Северному Кавказу. Андроников доказывает, что «Демон», «Мцыри», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Спор», «Тамара», «Свидание» созданы под впечатлением живой действительности и вобрали в себя кавказские народные предания, легенды и песни (первая публикация в журнале «Красная новь», 1939, №10-11). Особое место в этой книге занимает глава «По ущельям Терека и Арагвы» — живой рассказ о том, как Андроников в 1952г. повторил кавказский маршрут Лермонтова, побывал в тех местах, которые нашли своё отражение в живописных произведениях поэта. Это позволило атрибутировать многие его картины и рисунки.
В последующие годы Андроников опубликовал новые работы, вошедшие в книгу «Лермонтов. Исследования и находки» (1964), выдержавшую несколько изданий и удостоенную Государственной премии СССР 1967 года. В одной из глав воссоздана творческая история стихотворения «Смерть поэта», рассказано о связях Лермонтова с кругом друзей и знакомых Пушкина. Глава «Строки из писем 1841г.» посвящена обстоятельствам гибели поэта, критическому анализу документов, связанных с дуэлью Лермонтова. Большое место в книге занимает публикация материалов, которые много лет и весьма успешно разыскивал Андроников… Он регулярно выступает как редактор, автор вступительных статей и комментариев к сочинениям М.Ю.Лермонтова… Пропагандируя наследие великого поэта, Андроников привлекает к своим поискам широкие круги отечественной и мировой общественности. Большое культурное значение имеют его выступления в концертах, по радио, телевидению.
Плодотворная, увлечённая, профессионально совершенная деятельность Андроникова увенчана высшей наградой — Ленинской премией СССР, получила высокую, нередко восхищённую оценку многих десятков компетентных специалистов и представителей самых знаменитых слоёв культурной среды.
Таков в общих чертах лермонтоведческий портрет Ираклия Луарсабовича, данный Э.Э.Найдичем — крупным исследователем творчества М.Ю.Лермонтова.
Он, понятно, не полон и не вмещает в себя ту буквально оглушающую популярность и любовь абсолютного большинства советских людей, сопровождавшую Андроникова на финальном отрезке его жизни.
Однако последовавшие после гибели СССР губительные реформации и едва ли не тотальный разгромом традиционной отечественной культуры имели сокрушительные последствия, в том числе и для «андрониковского лермонтоведения», которые всеми мыслимыми и немыслимыми способами вытесняется, деформируется в сознании детей и внуков его советских почитателей и объективных ценителей. Собственно, убеждённость в необходимости решительно противостоять опасной и вредной тенденции и побудила нас выступить с этим небольшим сборником материалов по поводу события, к которому считаем себя так или иначе причастными, сохраняя умственную и душевную приверженность к поискам, находкам и открытиям замечательного нашего предшественника.

ЧИТАТЬ СБОРНИК

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here