Домой Популярно Кипчаки на Северном Кавказе

Кипчаки на Северном Кавказе

380
0

Предки кипчаков в IV-VII вв. проживали между отрогами Монгольского Алтая и Восточного Тянь-Шаня. Под натиском соседей они вынуждены были покинуть родные места и переселиться в верховья Иртыша и в восточноказахстанские степи. Когда в конце 20-х гг. XI в. монголоязычные племена киданей двинулись на запад, в этот процесс были вовлечены и кипчаки. Они распространили свою власть на степные пространства от Иртыша до Волги, а затем и до Дуная. Эти пространства стали называть Дешт-и-Кыпчак, т.е. Половецкая степь. В 1055 г. о них впервые упомянули в русской летописи. Пришельцев, оказавшихся у границ Переяславского княжества, нарекли половцами, что значит «половые», «жёлтые».

В середине XI столетия они оказались в северокавказских степях, изгнав оттуда печенегов. До этого они освоили нижнедонские и донецкие степи. Половцы отличались воинственностью и не раз совершали набеги на соседей. Выделяют две наиболее могущественные кипчакские группировки: приднепровскую и донскую. Русские князья долгое время не могли справиться с половецкой угрозой. Наконец, по инициативе князя Владимира Мономаха в 1103 г. был совершён удачный поход против приднепровских кипчаков. Тогда погибло 20 половецких ханов. Следующие походы были направлены против донских кипчаков.

В поисках спасения половецкий хан Отрок ушел в Предкавказье. Грузинский царь Давид IV Строитель был заинтересован в привлечении кипчаков на свою службу. Он женился на его дочери Гурандухт, выступил посредником в дипломатическом урегулировании вражды между кочевниками и аланами. Половцы стали основой его армии. Получив командование над 40 тысячами воинов, Давид нанес несколько поражений туркам-сельджукам. Кипчаки зимнее время проводили на территории Картлийской равнины, а летом откочевывали на горные пастбища. После смерти Владимира Мономаха и Давида Строителя в 1125 г. хан Отрок вместе с частью орды вернулся в южнорусские степи. По преданию, его брат Сырчан, кочевавший в Приазовье, послал за ним гонца, но, сомневаясь, что Отрок захочет вернуться, приказал исполнить для него песни родины, а когда это не помогло, велел дать вдохнуть запах степной травы евшана. И это имело решающее значение для выбора хана, заявившего: «Лучше лечь костьми да на родной земле, чем на чужой жить в славе». Те, кто не пожелал последовать за своим предводителем, остались в Грузии.

Когда преследуемые русскими князьями кочевники оказались в Предкавказье, они, в свою очередь, потеснили с равнин алан, протовайнахов и протоадыгов. К началу XII столетия граница между ними и оседлыми народами Северного Кавказа пролегла по рекам Кубани, нижней Малке и Тереку. Ставка половцев располагалась на берегу р. Сунжи.

Русские князья нередко использовали половцев в междоусобной борьбе. Так поступали правившие в Тмутаракани правители. Между тем кипчаки отрезали от Руси их княжество, которое отныне сделалась «землей неведомой». Сами они через Тмутаракань установили торговые отношения с Византией и, судя по археологическим свидетельствам, охотно приобретали у греков дорогую одежду, посуду и украшения.

Основным занятием половцев было кочевое скотоводство. Это подтверждают как данные письменных источников, так и находки в могилах костей лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота. Ремесло большого распространения не получило, хотя, видимо, часть населения им всё же занималась. Необходимые земледельческие продукты кочевники либо захватывали во время набегов, либо обменивали у оседлых соседей.

У кипчаков существовало имущественное и социальное неравенство. Наряду с безынвентарными захоронениями можно встретить могилы, в которых были золотые и серебряные гривны, посуда из драгоценных металлов, поясные украшения, бронзовые котлы и т. п. Над захоронением возводилась земляная насыпь. Иногда встречаются впускные захоронения в курганы более раннего периода.

Немыми свидетелями присутствия половецких кочевий в степях

Предкавказья были установленные на курганах изваяния — «каменные бабы», являвшиеся среди прочего межевыми знаками. Особенно много их было обнаружено на территории Ставрополья. Благодаря им мы получили возможность реконструировать детали одежды и обуви половцев. В руках каменных изваяний часто изображали чашу.

Борьба за обладание предгорными пастбищами осложняла взаимоотношения кипчаков и аланов. Когда в 1222-1223 гг. на Северный Кавказ впервые пришли монголо-татары, половцы и их соседи попытались консолидированно встретить общего врага. Но монголам удалось внести разлад в их ряды. По словам Ибн ал-Асира (1160-1234), они тайно встретились с половецкими ханами и заявили им: «Мы с вами — одного рода, эти же аланы вам не родня, даже по религии они являются христианами, а вы другой веры». Половцы поддались на уговоры, и было «заключено соглашение о ненападении. Получив товары, о которых было уговорено, кипчаки ушли. Сразу после этого татары напали на аланов и перебили их, совершая все виды злодеяний, грабя и захватывая пленников. Однако они не сдержали своё слово и беспощадно обрушились на кипчаков, которые, доверяя соглашению, разошлись. Оказавшись застигнутыми врасплох, они были вынуждены искать убежища в горах и болотах». Последующее нашествие привело к тому, что часть половцев была истреблена, другие укрылись в горах, а большинство вошло в состав державы завоевателей — Золотой Орды.

Источник: Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Учебное пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — 125 с.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here