Домой Популярно Народы Северного Кавказа и Московское царство

Народы Северного Кавказа и Московское царство

62
0

С ликвидацией в 1552 г. Казанского, а в 1556 г. Астраханского ханств Волга переходит под контроль московского царства. Складываются условия для установления тесных отношений между Россией и народами Северного Кавказа. В основе взаимного интереса лежала необходимость противостоять общему неприятелю в лице Крымского ханства. Этот вассал Османской империи являлся крупнейшим поставщиком пленников на турецкие рабовладельческие рынки. Только с кавказского побережья ежегодно вывозилось более 12 тысяч человек.

Другим соперником России в регионе являлась Персия. Её правители настойчиво пытались закрепиться в Прикаспии и доминировать на Северо-Восточном Кавказе.

В ноябре 1552 г. в Москву прибыли послы от западноадыгских племен с просьбой принять их под державную руку русского царя. Это предложение вызвало живой интерес у российских властей, видевших всю выгоду совместной борьбы с крымцами. Для сбора дополнительной информации на Кавказ был отправлен посол Андрей Щепотьев. Он должен был на месте разобраться в ситуации и при подтверждении приверженности местных владельцев обещанию стать подданными русского государя принять их присягу. Возвратившись в августе 1555 г. в Москву, А. Щепотьев привёз известие о подданстве черкесов «всей землей». Это позволяет говорить о наличии предпосылок для складывания долгосрочного стратегического объединения, отвечавшего задачам превращения Московского царства в ключевую силу для народов важного приграничного региона. Союз с западными адыгами продлился до 1560 г., когда под воздействием польской дипломатии и расчета получить большие выгоды от сближения с Турцией владельцы Западной Черкесии прервали связи с Россией. Сказалось, видимо, и сближение Москвы с политическим конкурентом западноадыгских владельцев — кабардинским старшим князем Темрюком.

Знаменательным в русско-кабардинских отношениях стал 1557 г., когда в Москву от князя Темрюка приехало посольство, выразившее готовность служить Ивану Грозному верой и правдой. Очевидно, зная о том, что Темрюк пользуется несомненным авторитетом среди соплеменников, со стороны русского правительства к нему был проявлен значительный интерес. Принято считать, что в состав посольства Темрюка входили и представители от гребенского казачества. Готовность служить русскому царю Темрюк подтвердил конкретными делами. На следующий год его воины участвовали вместе с русской ратью в походе против Крыма. И в дальнейшем без участия кабардинской конницы не обходилось большинство войн, которые вела Россия. По существующей тогда традиции в качестве залога верности в Москве проживали кабардинские аманаты, многие из которых в дальнейшем влились в состав правящей элиты, став основателями знаменитых дворянских родов Кудашевых, Мансуровых, Алеуковых, Черкасских, Бековичей-Черкасских и др.

В 1560 г. к Темрюку были отправлены священники, чтобы крестить кабардинский народ. Вместе с ними на родину отправились и крещёные «московские» кабардинцы, чтобы своим примером привлечь соплеменников. Эта практика имела успех, и христианство начало получать распространение среди местных племен.

В свою очередь русское правительство старалось всемерно поддерживать своего верного вассала. Не без поддержки Москвы он распространил влияние на значительную территорию, простиравшуюся от берегов Кубани и до устьев Терека. О роли, которая придавалась союзу с Темрюком, свидетельствует факт женитьбы в 1561 г. Ивана IV на его дочери Гуаше (Гошаней, Кученей), принявшей при крещении имя Мария.

Следующим шагом, направленным на закрепление наметившегося сближения, стало решение возвести на Кавказе крепость с постоянным русским гарнизоном. Переговоры по данному вопросу велись с посланцами Темрюка в 1566 г. Осенью следующего года в устье Сунжи воеводами Андреем Бабичевым и Петром Протасьевым был воздвигнут Терский городок, сыгравший вскоре важную роль в борьбе с турецко-крымской экспансией в крае.

От России в ультимативной форме требовали срыть крепость. Не всегда удавалось противостоять такому давлению. Русский гарнизон временно покидал укрепление, но, как только ситуация менялась, крепость вновь восстанавливалась и продолжала оставаться важным военнополитическим и культурно-экономическим форпостом России на Кавказе.

Заинтересованность в союзе выказывали и другие владетели. В 1567 г. в Москву прибыл посланец от шамхала Тарковского, привезший царю дары от своего повелителя. А затем на Русь приезжает и внук этого влиятельного дагестанского феодального владетеля.

Ещё одним важным последствием строительства городка стало привлечение к союзу с Россией части вайнахов. В качестве вассала Московского царства выступил Ушаром-мурза — предводитель общества ококов, именуемых так по названию их главного аула Окуха, расположенного на р. Мичик. Линии на сохранение верности России будет придерживаться и его сын, Ших. При посредничестве мурзы Шиха в 1589 г. возглавлявший посольство в Кахетии князь Семён Звенигородский принял шерть (присягу) ряда дагестанских владельцев. Вслед за Ших-мурзою о своем желании принять подданство заявил Султан-мурза, владелец ингушского селения Ларс, расположенного в Дарьяльском ущелье. Он принял активное участие в помощи русскому посольству, направлявшемуся в Грузию.

Свою заинтересованность в упрочении связей с Россией демонстрировали осетинские общества. Они оказывали помощь проходившим через их территорию русским посольствам, которые отправлялись на переговоры с грузинскими царями.

Завершившаяся Ливонская война позволила России активизироваться на Кавказе. В 1587 г. последовала присяга Кахетинского царя Александра на подданство Федору Ивановичу. Активный дипломатический обмен посольствами не обходился без участия Кабарды. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, московское правительство в очередной раз возводит укрепления на Северо-Восточном Кавказе, на этот раз выбрав для него один из протоков в устье Терека — Тюменку. Вооруженный «огненным боем» гарнизон с 1588 г. начинает нести здесь свою службу. А в устье Сунжи закладывается острог «Сунженский перевоз», имеющий большое значение.

Россия последовательно отстаивала кавказские интересы и во внешнеполитических переговорах. Отправленные в Стамбул в 1592 г. московские дипломаты заявили, что «пятигорские черкесы» (кабардинцы) давние подданные их государя, и отвергли все обвинения в неправомочности возведения русских крепостей в крае.

Титул московского царя с середины 90-х годов XVI в. начинает среди прочего включать «Иверские земли картальских и грузинских царей и Кабардинские земли черкасских и горских князей».

Вплоть до начала «Смутного времени» Московское царство сохраняло свою активность на Кавказе. Его позиции не поколебали даже неудачные походы против Тарковского шамхальства в 1594 г. и 1604 г., которые русское правительство вынуждено было предпринять, идя навстречу просьбам своих закавказских и северокавказских вассалов.

Источник: Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Учебное пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — 125 с.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here