Домой Популярно Происхождение кабардинского народа

Происхождение кабардинского народа

374
0

Татаро-монгольское нашествие привело к радикальным изменениям в экономике, культуре и быте значительной части предгорно-плоскостных районов Северо-Западного Кавказа. Сущность этих изменений заключалась в том, что многие адыги, для которых издревле было характерно оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство, перешли к полукочевому образу жизни. Основу их экономики составило экстенсивное скотоводство, которое требовало обширных пастбищных угодий.

В этой связи и началось продвижение групп адыгов на север от Кубани, в восточное Приазовье, а также на юго-восток, в бассейн Терека, где к концу XIII—XIV в. они расселились на значительной территории предгорно-плоскостных районов Центрального Кавказа. Тем самым было положено начало обособлению части адыгов в самостоятельную народность — кабардинцев.

Одним из аргументов для обоснования правомерности расселения кабардинцев в указанное время могут служить сведения «Повести о Михаиле Тверском», написанной в 1319 г. Автор «Повести,..», который был очевидцем убийства князя Михаила в ставке золотоордынского хана Узбека в 1318 г., сообщает, что это трагическое событие произошло «за рекою Терком, на реце на Севенци, под городом Тютяковым, минувши горы высокыа Яссыя. Черкесскыя, близ врат Железных» (2). Город Дедяково «отождествляется с Верхним Джулатом (Татартупом) в Северной Осетии» (3). Предполагается, что если ближайшие к городу Дедяково горы были известны в начале XIV в. как «Черкесскыя», то начало переселения кабардинцев в данный район предшествовало этому времени (4).

Однако до конца XIV — начала XV в. численность кабардинцев, расселившихся на Центральном Кавказе, была относительно невелика. Расселению больших групп адыгов в XIII—XIV вв. к востоку от Прикубанья препятствовало то обстоятельство, что плоскостная часть края, включая и правобережье Терека с Малкой, а также район Пятигорья, была занята в тот период татаро-монголами и подвластными им многочисленными кыпчакскими племенами, составлявшими основную массу населения Золотой Орды. Об этом свидетельствуют как данные археологии, так и письменные источники (русские летописи, В. Рубрук, П. Карпини, Ибн Баттута, Рашид Ад-Дин) (5).

Массовое продвижение адыгов-кабардинцев на восток вплоть до Сунжи имело место в XV в. после бесповоротного заката могущества Золотой Орды и крайнего ослабления ее позиций на Северном Кавказе в результате опустошительных погромов армией Тимура в 1395—1396 гг.

Переселившихся на восток адыгов начали называть кабардинцами. Впервые этот термин (в форме Кертебея) зафиксировал И. Барбаро. «Если ехать из Таны… — писал он,— то через три дня пути вглубь от побережья встретится область, называемая Кремук (примерно, где ныне живут адыгейцы). Правитель ее носит имя Беберды, что значит «богом данный». Он был сыном Кертебея, что значит «истинный господин». Под его властью много селений, которые по мере надобности могут выставить две тысячи конников» (6).

Исследователи считают, что в этнониме «къэбердэй» частица «берды» взята из тюркских языков и оформлена окончанием «эйч», являющимся показателем принадлежности. «Къэбердэй» — это то, что принадлежит Кабардыю. В начале XIV в. кабардинцы уже населяли широкие просторы предгорий центральной части Северного Кавказа. С обособлением от адыгского этноса в Центральном Предкавказье стала складываться кабардинская народность. Однако оставалось раздробленным управление отдельными объединениями. Малейшие попытки централизации власти вызывали яростное сопротивление со стороны удельных феодалов.

По преданию, родоначальнику кабардинских бесленеевских и темиргоевских князей Иналу (жившему в начале XV в.) удалось сломить сепаратистские тенденции ряда феодалов и объединить значительную часть населения под своей властью. Сохранившийся в народной памяти умный, энергичный и решительный правитель Инал стремился обуздать непокорных князей, ликвидировать феодальные междоусобицы, укрепить центральную власть. «Под его твердым и благоразумным управлением,— пишет Ш. Б. Ногмов,—прекратились смуты и беспорядки… Он упрочил свою власть и успел примирить воюющие стороны и соединить расселенные силы» (7). Однако не долго сохранялось единство Кабарды.

К XVI в. кабардинцы занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека, до входа в горные ущелья, по правому берегу Терека и левому берегу Сунжи. Пятигорье в описываемое время уже не было местом их постоянного жительства (8). В связи с распадом в конце XVI в. Кабарды на Большую (от Малки до Уруха) и Малую (от Уруха до Среднего Терека и по правому берегу Терека), происходили массовые внутриэтнические передвижения населения, охватывавшие большие пространства края. Подвижность кабардинцев была связана не только с характером их хозяйства и внутриполитическими событиями, но и с постоянной опасностью крымско-султанской агрессии. Известно, что в конце XVI —начале XVII в. кабардинцы Алкасовых кабаков (Малая Кабарда) трижды меняли свое местожительство. Неоднократно передвигались и поселения Алегуки и Хотождуки Казыевой Кабарды.

1. Лавров Л. И. Происхождение кабардинцев и заселение ими нынешней
территории//СЭ. 1956, № 1. С. 19—28.
2. Цит. по кн.: Кучкин В. А. Где искать ясский город Тютяков? // Изв. Северо-Осет. НИИ. Орджоникидзе, 1966. Т. 25. С. 172.
3. Лавров Л. И. Происхождение кабардинцев… С. 27; Крупнов Е. И. Еще раз о
местонахождении города Дедякова // Славяне и Русь: Сб. статей. М., 1968. С. 291-297.
4. Лавров Л. И. Происхождение кабардинцев… С. 27.
5. Ртвеладзе Э. В. К вопросу о времени переселения кабардинцев в центральные районы Северного Кавказа // Тез. докл. и сообщ. III Крупновских чтений. Грозный, 1973. С. 20, 21.
6. Барбаро и Контарини о России. С. 153.
7. Ноемов Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1947. С. 54.
8. Лавров Л. И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. М., 1966. Ч. 1. С. 133—134.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here