Домой Популярно Зарождение литературы и исторической науки у адыгов

Зарождение литературы и исторической науки у адыгов

97
0

Под влиянием русской литературы своя национальная литература зародилась у некоторых народов Северного Кавказа. Адыгские писатели встречали со стороны передовых деятелей русской культуры самое чуткое внимание и поддержку. Им помогали печатать свои произведения в русских изданиях.

Еще в 1825 г., по словам русского писателя С. Д. Нечаева, Ш. Б. Ногмов сочинял«небольшие поэмы». В 1837 г. в честь приезда академика А. М. Шегрена он сочинил«Хох» — здравницу на кабардинском языке. В первом томе «Современника», изданномв 1836 г. А. С. Пушкиным, наряду с произведениями В.А. Жуковского, А. С.Пушкина, Н. В. Гоголя была опубликована повесть адыгского писателя СултанаКазы-Гирея «Долина Аджигутай». С большим лиризмом описывает автор дорогую ему природуКавказа. А. С. Пушкин помог адыгскому автору напечатать свою работу и далвысокую оценку произведению и языку, которым оно написано: «Вот явление,неожиданное в нашей

литературе! Сын полудикого Кавказа становится в ряды наших писателей, черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно и живописно. Мы ни одного слова не хотели переменить в предлагаемом отрывке». Эта повесть Казы-Гирея была высоко оценена и В. Г. Белинским. «Долина Аджигутай», — писал он, — примечательна, как произведение черкеса, который владеет русским языком лучше многих наших почетных литераторов».

1841 г. в журнале «Русский вестник» была опубликована первая историческая повесть

«Черкесские предания» видного адыгского писателя Хан-Гирея. В основу повести легли местные предания, повествующие о борьбе адыгов с иноземными захватчиками. Его перу принадлежат также очерки «Князь Канбулат», «Наездник Кунчука», «Князь Пшьской Аходягоко», в которых в художественных образах воплощены жизненные противоречия, изображена деятельность отдельных горцев, социальных типов. Несколько рассказов и художественных произведений в русской прессе опубликовал в эти же годы видный адыгский писатель Адиль-Гирей. В основу его рассказов «Сулейман-эфенди», «Жена черкеса», «Рассказ аварца» и др. положены подлинные события. При этом он умело облекает изображаемые события в художественную форму, используя для этого то диалог с зачином и концовкой, то эпистолярный жанр.

Важным моментом в развитии общественной мысли, зарождении науки явились исторические сочинения адыгских ученых. Видным общественным деятелем в Кабарде был Измаил-бей Атажукин, получивший светское и военное образование в России. Он — подполковник русской армии, участник многих военных походов А.В. Суворова. Его активная общественная деятельность развернулась после возвращения на Родину, где он возглавил борьбу как против протурецки настроенных князей. Все эти события ярко

отразились в составленной Атажукиным «Записке о беспорядках на Кавказской линии и о

способах прекратить оные». Она служит ценным источником по общественно политическому строю и обычному праву адыгов, показывает угнетенное положение крестьян.

Крупным историком и этнографом народов Северного Кавказа в первой половине XIX в. является адыгский просветитель, историк и этнограф Хан-Гирей. В 1836 г. он завершил написание своего основного труда «Записки о Черкесии». Замечательная историко этнографическая работа об адыгских народах находилась в архиве Военного министерства без использования до 1958 г., когда ее обнаружил советский историк В. А. Дьяков. В первой части описываются природно-климатические условия, духовная жизнь черкесов, их общественно-экономические отношения и т. д. Вторая часть посвящена материальной культуре, семейному и общественному быту. Третья часть рукописи, к сожалению, пока еще не найдена. Социально-экономический строй адыгских народов Хан-Гирей характеризует как феодальный, но при этом отмечает своеобразие общественных порядков абадзехов и шапсугов. Хан-Гирей был также талантливым этнографом. Он описывает вопросы материальной и духовной культуры, подчеркивает различие крестьян и феодалов в жилищах, в вооружении, в домашней утвари, пище, одежде. Представляют интерес страницы, посвященные обрядовым, военизированным играм, которые способствовали боевой подготовке горцев.

Хан-Гирей высказал ряд интересных предположений по преобразованию внутреннего устройства адыгских обществ. Они изложены в его «Проекте Положения об управлении горскими народами», в котором он предлагал провести судебную и административную реформы. Своими трудами, которые являются ценнейшим историческим источником, Хан-Гирей внес большой вклад в развитие кавказоведения и положил начало адыгской историографии. «История адыгских народов» выдающегося историка Кабарды Ш. Б. Ногмова была основана на большом и ценном фольклорном материале и других исторических источниках. Труд Ногмова был завершен в 1843 г., а в 1844 г. он повез свою «Историю» для представления в Российскую Академию наук.

В 1847 г. в издававшейся в Тифлисе газете «Закавказский вестник» появилась серия его статей под общим названием «О Кабарде». Это была первая публикация «История адыгейского народа» (полное издание ее было осуществлено во второй половине XIX в.). В своем труде Ногмов старался осмыслить исторические корни дружбы России и Кабарды, он прославлял их многовековое содружество, рассказывал о совместной борьбе против иноземных захватчиков. Присоединение адыгов к России в 1557 г. Ногмов рассматривал как важнейшее событие в истории адыгов: «Народ был обрадован союзом и покровительством России», — писал он. Ш. Б. Ногмов осуждал междоусобия князей: «Сами князья были причиной бедствий своей Родины; спор за право владения никогда не прекращался. Не находя достаточно сил в земле своей, они призывали чуждые племена и под предлогом, что отыскивают законное достояние, предавали свою землю на разграбление иноплеменникам».

Список исторических источников

  • Московский телеграф. 1826. Ч. 1. С. 36.
  • Современник. 1836. Т. 1. С. 169; Избр. произв. адыгских просветителей. Нальчик, 1980.
  • С. 11-28.
  • Белинский В. Г. Поли. собр. соч. М., 1953 Т 2 С 180
  • Кавказ/ 1846. № 9, 51; 1847. № 11; Избр. произв. адыгских просветителей. С. 29-49.
  • Кумыков Т. X. Кази Атажукип. Нальчик. 1969.
  • Кумыков Т. X. Хан-Гирей. Нальчик. 1968.
  • См.: Хан-Гирей. Записки о Черкесии; Он же. Черкесские предания.
  • Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1959. С. 144.
  • Там же. С. 134-135.
Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here