Домой Популярно Эпоха бронзы на Северном Кавказе

Эпоха бронзы на Северном Кавказе

62
0

Клычников Ю.Ю.

Эпоха бронзы пришла на смену каменному веку. Сплав меди и олова, меди и мышьяка позволил создать материал, из которого производились более совершенные орудия труда и оружие. Производительность труда возрастает, появляется больше прибавочного продукта. Это приводит к кардинальным изменениям в жизни людей.

Эпоха бронзы условно делится на несколько периодов:
1. эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.);
2. эпоха средней бронзы (II тыс. до н.э.);
3. эпоха поздней бронзы (кон. II — нач. I тыс. до н.э.).

Каждая из них представлена археологическими культурами, т. е. группой памятников, имеющих схожие особенности и относящиеся к одному времени. Следует помнить, что археологическую культуру нельзя однозначно отождествлять с конкретным народом. В то же время данные археологии позволяют дополнить сведения об этногенезе современного населения региона.

В рассматриваемый период происходит первое общественное разделение труда. Выделяются скотоводческие племена. Их отношения с земледельцами были неоднозначны. Имели место и конфронтация, и взаимовыгодное партнерство, и культурное взаимовлияние. Кочевники постепенно вытеснили оседлые народы с территории степей и предгорий. Занимаясь экстенсивным скотоводством, они нуждались в обширных пастбищах. С их появлением связано распространение такой формы погре-бальных конструкций, как курганы.

В раннебронзовом веке на огромной территории от Урала до Днестра проживали племена ямной культуры. Свое название она получила от особенностей погребальных сооружений. Это были ямы, над которыми возводилась земляная насыпь. Здесь же размещался инвентарь, сопровождавший умершего в иной мир: глиняные сосуды, кремневые и костяные предметы. Примечательно, что изделия из металла почти не встречаются. Они были ещё редки, видимо, очень ценились и передавались по наследству. Большинство ямников занималось скотоводством, но были и такие, которые становились земледельцами.

Соседями племен ямной культуры были майкопские племена. Их памятники встречаются на территории от Тамани до Дагестана. Свое название культура получила от кургана Ошад, раскопанного на окраине города Майкопа. Это монументальное сооружение было насыпано над могилой вождя, вместе с которым были захоронены его жены или наложницы. В погребении обнаружили богатый погребальный инвентарь, среди которого выделяется серебряный сосуд с выгравированной на нём картой местности. Эта находка считается одной из древнейших карт на земле.

Майкопцы занимались отгонным скотоводством и мотыжным земледелием. Они были искусными ремесленниками. Их гончары использовали круг при изготовлении разнообразной посуды. Изделия местных металлургов отличались изысканностью и качеством. Для племён майкопской культуры характерно имущественное и социальное неравенство.

Судя по наличию фортификационных сооружений вокруг майкопских поселений, местные племена опасались вражеских нападений. Есть версия, что происхождение майкопских племен связано с Передней Азией. Возможно, что предки майкопцев пришли на Кавказ с территории Месопотамии.

На территории Дагестана, Чечни, Ингушетии и Северной Осетии проживали племена куро-аракской культуры. Для них было характерно комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. В связи с нехваткой удобной для земледелия земли, куро-аракцы практиковали террасирование, то есть создавали на склонах гор искусственные поля. От рельефа зависела и форма скотоводства. В предгорной зоне оно было полукочевым, а на альпийских горных пастбищах — отгонным пастушеским. Поселения куро-аракской культуры, как правило, располагались на естественно укрепленных холмах. Встречаются вокруг них и каменные укрепления.

Эпоха средней бронзы в степях представлена катакомбной культурой. Катакомба представляет собой вырытое в земле погребальное сооружение, которое состоит из камеры и входной ямы — дромоса. Для неё характерны скорченные на боку захоронения и использование в погребальном обряде охры или угольков в курильницах. Последние использовались для сжигания ароматических веществ. Керамика представлена плоскодонными сосудами, нередко украшенными налепными валиками и оттисками шнура. Широко были распространены каменные и бронзовые топоры, ножи, кремневые наконечники стрел, различные украшения. Катакомбные племена занимались кочевым скотоводством и земледелием. Вероятно, они относились к европейской языковой семье. Катакомбная культура была распространена на территории от Поволжья до Приднепровья. В ходе продвижения к Кавказу прежнее население либо вытеснялось, либо ассимилировалось с носителями катакомбных традиций.

На территории от реки Лабы до среднего течения реки Терек локализуются племена северокавказской культуры. Считается, что она генетически связана с майкопской культурой, является её преемницей. Памятники северокавказской культуры многочисленны и представлены поселениями, грунтовыми и курганными могильниками.

На Черноморском побережье Кавказа проживали племена дольменной культуры. Свое название она получила от монументальных каменных усыпальниц, сооруженных из массивных плит или высеченных в скале. Дольмен служил для многократных захоронений членов одной кровнородственной группы. Реконструируя погребальный обряд, ученые пришли к выводу, что умершего оставляли в священной роще близ дольменов, а когда от его тела оставались лишь крупные кости, их вместе с вещами покойного и дарами родственников помещали внутрь погребальной конструкции. Перед этим на площадке перед дольменом разводился костер и приносилась жертва, чтобы из дольмена, закрытого каменной пробкой, не вырвались души, уже заключён¬ные в нем. На позднем этапе существования культуры стали практиковать обряд кремации. Носители дольменных традиций занимались морским промыслом, мотыжным земледелием и скотоводством. Они не только искусно обрабатывали камень, но ещё изго¬тавливали разнообразную глиняную посуду.

Каякентско-хорочоевская культура была распространена в горных районах Северо-Восточного Кавказа, в Дагестане и Восточной Чечне. Относящиеся к ней племена разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, выращивали пшеницу и ячмень. Заметные успехи были достигнуты в обработке бронзы. Регулярный торговый обмен местные народы поддерживали с северными кочевниками и племенами, живущими в Восточном Закавказье.

Одной из наиболее ярких культур эпохи поздней бронзы и начала раннежелезного века стала кобанская культура. Её памятники расположены в предгорно-плоскостных и горных областях Центрального Кавказа. Свое название она получила по могильнику, открытому близ селения Верхний Кобан на территории нынешней Республики Северная Осетия-Алания.

Кобанские поселения, расположенные на естественных возвышенностях, состояли из турлучных или каменных жилищ с двускатной бревенчатой крышей. В них имелись отдельные помещения, предназначенные для занятия ремеслом. Полы мостились из каменных плит или обмазывались глиной. Рядом с домом вырывалась хозяйственная яма.

Кобанские мастера преуспели в обработке камня, кости и особенно металла. Изделия зачастую искусно орнаментированы и украшены литыми фигурками людей, птиц и животных. Обнаружены многочисленные боевые топоры, детали конской упряжи, браслеты, пояса.

Первым народом в истории Северного Кавказа, известным нам под собственным именем, были киммерийцы. Отношения двигавшихся на юг киммерийских кочевий с северокавказскими племенами складывались неоднозначно. Следы пожаров на некоторых памятниках позво¬ляют предположить наличие военных столкновений. Но с некоторыми племенами были заключены военные союзы, и в дальнейшем северокавказцы принимали участие в киммерийских походах за добычей. Об этом свидетельствуют вещи в кобанских захоронениях, привезенные из Малой Азии, а также наличие кенотафов — ложных захоронений, которые возводили для соплеменников, сгинувших на чужбине. Сами киммерийцы, будучи кочевниками, насыпали курганы над могилами своих умерших соплеменников.

Выявить однозначно киммерийские памятники на территории Северного Кавказа пока не представляется возможным. В то же время всестороннее воздействие ким-мерийцев на местные племена никем не оспаривается. С их появлением связывается наличие новых элементов в оружии и конской сбруе у автохтонного населения.

Источник: Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Учебное пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — 125 с.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here