Домой Популярно Феномен российского ислама

Феномен российского ислама

263
0
Соборная мечеть в г. Нальчик

Одним из характернейших проявлений социокультурного развития нашего государства можно считать явление «российского мусульманства», о котором, в частности, писал религиозный деятель и просветитель Измаил бей Гаспринский. Феномен российского ислама выражается в укоренении мусульманской религии в социальной действительности страны с господствующей православной идеологией, что оказывается возможным в условиях признания на правительственном уровне поликонфессиональности как парадигмы государственного развития.

«Русское (российское) мусульманство», выражалось в регулярных исторически значимых примерах партнерства мусульман и христиан, а также представителей других конфессий нашего Отечества. Одной из сфер культивирования веротерпимости являлась сфера гражданской обрядности, которая формировалась в Российской империи как стихийно, из народной инициативы, так и с подачи региональных, а также столичных властей.

В 1881 г. Гаспринский предсказывал России в будущем роль одного из значительных мусульманских государств с сохранением при этом геополитического статуса «великой христианской державы». Ключевым моментом в феномене «российского ислама» является слияние конфессионального чувства и патриотических настроений, что очень характерно для жизни разных религиозных общин России. Для иллюстрации данного явления процитируем обращение муллы армавирской татарской соборной мечети Г.К. Байгильдеева к верующим по случаю празднования в 1913 г. 300-летия царствования дома Романовых, в котором он приглашал «всех мусульман, живших и временно проживающих в Армавире… прийти и вознести Богу молитву, за упокой Государей Императоров дома Романовых, заботившихся о распространении и укреплении нашего Отечества — России о благоденствии благополучно царствующего Государя Императора… и всей Августейшей семьи и за спокойствие и процветание нашего Отечества — России. Каждый верноподданный мусульманин обязан откликнуться на это предложение…».

Наличие элементов религиозного плюрализма, которое имело место в России, в том числе и на Северном Кавказе, вытекало из полиэтничности государства и фактически являлось одним из гарантов единства многоликого российского социума. Явление развивалось из двухстороннего движения: подхода царского правительства и ответной реакции мусульманских лидеров. Так, в 1909 г. в периодической печати появилось «Воззвание мусульманского духовенства и горской интеллигенции к туземцам «Терской области», в котором, в частности, «подчинение русской власти, сотрудничество с местной администрацией и добрососедские отношения с терским казачеством объявлялись «… делом угодным Аллаху».

Формирование российского ислама происходило на протяжении достаточно длительного времени, что создавало устойчивость и свидетельствовало о его жизненности. Однако, как любое сложное явление действительности, оно не было лишено противоположных тенденций (в частности, факторов антироссийской агитации в среде мусульманского духовенства). Например, в разгар русско-японской войны эфенди Дударуковского аула Кубанской области Какупшев, по сообщению одноаульца Т. Хуранова, вел антигосударственную агитацию в мечети, в частности убеждая абазин, что «нам следует пособлять японцам; а не русским, а мы подчиняемся силе русских». В процессе судебного разбирательства Айса Какупшев опроверг информацию Хуранова, при этом, видимо, стремясь убедить российские власти в своей искренности, он сообщил, что его коллега эфенди Мамхягов «действительно разъяснял в мечети, что у русских не грех воровать и украденный у них скот можно употреблять в жертву». Впрочем подобные антироссийские пассажи не имели широкого распространения в горской среде и носили характер частных проявлений.

Ктиторова О. В. Феномен северокавказского просветительства в преломлении судьбы и творчества Адиль-Гирея Кешева. — Армавир; Ставрополь: Дизайн- студия Б, 2015.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here