Домой Популярно Меоты и синды

Меоты и синды

38
0

Клычников Ю.Ю.

В античной географии Азовское море называлось Меотидой. Отсюда проживающие в Восточном и Северном Приазовье племена раннежелезного века обобщённо назывались меотами. Сохранилисьназвания этих племен — аррехеи, досхи, дандарии, тореты и др. Первые упоминания о них относятся к VI- V вв. до н.э. Известно, что меотские племена имели добрососедские отношения с Боспорским царством, а затем вошли в его состав. Имена меотских вождей нередко упоминаются в связи с различными политическими событиями в этом государстве. Вместе с Боспорским царством племена Приазовья в 106 г. до н.э. признали власть понтийского царя Митридата VI Евпатора и участвовали в войнах против Рима. В них прославился вождь дандариев Олтак, который даже пытался убить римского полководца Лукулла. Но война закончилась поражением и гибелью Митридата VI. После этого среди меотских племен усиливаются идеи сепаратизма, и боспорским царям приходится с оружием в руках вновь подчинять их. В 46-49 гг. н.э. меоты-дандарии стали участниками династической борьбы, разгоревшейся на Боспоре. Вместе с сарматским племенем сираков они выступили на стороне Митридата VII. Их соперниками были отряды римского полководца Юлия Аквилы и сарматы-аорсы. Им удалось одолеть коалицию Митридата VII. После этого значительная часть меотского населения покидает Прикубанье и, судя по археологическим находкам, поселяется на Дону. Окончательно следы меотов теряются во время событий, связанных с Великим переселением народов.

Особо следует выделить племя синдов, которых также относят к числу меотских племен. Синды проживали на территории Таманского полуострова. Греческий географ Гекатей Милетский в VI в. до н.э. упоминал название их страны — Синдика. Благодаря активным контактам с греческими колонистами у синдов шло быстрое развитие социальных институтов, формировалось раннеклассовое государство, столицей которого стала Горгиппия (на месте современного города Анапы). Синды выступали в качестве союзников боспорских царей из династии Археанактидов и помогли им возвести оборонительный Тиритакский вал, расположенный недалеко от современной Керчи. Он стал серьёзным препятствием для крымских скифов, регулярно зимой совершавших набеги на Синдику. С IV в. до н. э. архонты (правители) Боспора подчиняют себе синдов, хотя последние и сохраняют свою этническую самобытность. Исследователи склоняются к индоиранскому происхождению синдов. Как и другие меотские племена, синды оказались втянуты в водоворот вооруженного противостояния Понтийского царства с Римом и разделили их судьбу.

Меотская культура археологически представлена поселениями, городищами и могильниками. На ранних этапах существования этой культуры для неё были характерны грунтовые захоронения в прямоугольных ямах. Умерший располагался вытянуто на спине либо скорченно на боку головой на юг. Обычно рядом с черепом устанавливались многочисленные разнообразные сосуды. Здесь же находилась заупокойная пища (свинина, говядина или конина). В ритуальных целях меоты клали в захоронения речную гальку. В мужские могилы принято было класть оружие, конскую упряжь, оселки, а в женские — украшения. Это не означало, что женщины не принимали участия в войне. Как писал в I в. н.э. римский географ Помпоний Мела, «у них женщины занимаются теми же делами, что и мужчины, и даже не освобождаются от военной службы. Мужчины служат в пехоте и в сражении мечут стрелы, а женщины вступают в конные стычки и сражаются не железным оружием, а накидывают на врагов арканы и умерщвляют их затягиванием».

По мере развития меотского общества и выделения знати меняется и облик погребальных сооружений. Появляются подкурганные захоронения с каменными или сырцовыми гробницами. Часто встречаются сопутствующие захоронения коней, слуг, погребённых вместе с хозяином. Инвентарь содержит множество импортных вещей, изготовленных греческими мастерами. Возникает традиция класть под голову умершего миску. Скорченные захоронения исчезают. У синдов существовал обычай класть в могилу воина рыбу. Её число зависело от количества врагов, которых он убил.

Нашествие сарматов в очередной раз приводит к изменению в погребальных традициях. Меоты начинают хоронить умерших в подбоях по сарматскому образцу. Ориентировка умершего теперь головой на запад или восток, а с середины I в. до н.э. — на север. В могилы клали куски мела и красной краски. Для скифо-сарматских традиций такой обычай означал обряд очищения. Часто встречаются образцы сарматского оружия, одежды, обшитой по моде степняков бусами и сколотыми фибулами.

Свои поселения меоты обносили валами и рвами. Они располагались в две-три линии, причем ров выкапывался с внутренней стороны. Помимо внешних укреплений городища имели и внутренние цитадели. На позднем этапе существования меотской культуры встречаются городища, обнесенные глинобитными стенами, укрепленными от осыпания плетнём.

Жилища овальной формы возводились из сырцового кирпича. Крышу перекрывали камышом. Очаг в таком жилище располагался у стены, противоположной входу. Здесь же был и домашний алтарь. Во дворе вырывалась хозяйственная яма.

Меоты занимались земледелием (выращивали пшеницу, ячмень и просо) и рыболовством. Рыбу засаливали и отвозили на продажу. Особую роль играла металлургия и гончарное производство. Меоты выступали посредниками в торговых операциях между греческими полисами и кочевым миром.

Специфическим занятием культурно близких меотам племён, живших на Черноморском побережье Кавказа, было пиратство. Как писал Страбон, «эти народности живут морским разбоем, для чего у них есть небольшие, узкие и легкие лодки вместимостью приблизительно до 25 человек, редко — до 30; у греков они называются «камарами». <...> Снаряжая флотилии таких «камар» и нападая то на купеческие корабли, то даже на какую-нибудь страну или город, они господствовали на море. Иногда им помогают даже жители Боспора, предоставляя свои корабельные стоянки, рынок для сбыта добычи. Когда они возвращаются в родные места, то при отсутствии корабельных стоянок им приходится на своих плечах переносить «камары» в леса, где они и живут, обрабатывая скудную землю. Когда же наступает время плавания, они снова несут свои лодки к берегу. Точно так же поступают они и в чужих странах, где им хорошо известны лесистые места; там они прячут свои «камары», а сами пешком бродят днем и ночью, похищая людей для продажи в рабство. Похищенных они с готовностью предлагают отпустить за выкуп, извещая об этом после выхода в море их родных». Справиться с эти бедствием не смогли ни цари Боспора, ни даже могущественная Римская империя.

Источник: Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Учебное пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — 125 с.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here