Домой Популярно Аланы на Северном Кавказе

Аланы на Северном Кавказе

806
0

Клычников Ю.Ю.

Последующая история Северного Кавказа в значительной мере связана с племенами аланов. Античные авторы начинают упоминать их уже в середине I в. н.э. Считается, что этот этноним произошел от древнеиранского «ариана», т.е. благородный. Видимо аланы входили в состав аорского племенного объединения и постепенно заняли лидирующие позиции.

Все авторы единодушно отмечают воинственность этого народа. Римский поэт Марк Лукан (I в. н.э.) характеризовал их «загрубелыми от вечного Марса», т.е. от военного образа жизни. Иудейский историк Иосиф Флавий (I в. н.э.) поведал об их разорительном набеге в Закавказье в 72 г. н.э., когда «они многочисленными толпами напали на не чаявших никакой опасности мидян, опустошили густонаселенный, изобиловавший стадами край, не встречая нигде со стороны оробевшего населения никакого сопротивления. Царь страны Пакор бежал в страхе в непроходимые пустыни, оставив всё в их распоряжение; с трудом ему удалось выкупить у них за 100 талантов попавших к ним в плен свою жену и наложниц. Удовлетворяя свою разбойничью жадность беспрепятственно и даже без меча, они продолжали свой опустошительный набег до самой Армении. Царствовал здесь Теридат, который, хотя и выступил им навстречу и дал им сражение, но тут сам чуть не попал живым в плен. Аланин издали накинул на него аркан и утащил бы его с поля брани, если бы царю не удалось вовремя перерубить мечом веревку и таким образом спастись. Варвары же, рассвирепевшие ещё больше от этой битвы, опустошили всю страну и с огромной массой пленников и добычи, награбленной ими в обоих царствах, возвратились обратно на родину».

Аланский фактор вынуждены были учитывать правители Боспора, которые держали для переговоров с беспокойными кочевниками специальных переводчиков. Даже могущественный Рим, испытавший натиск свирепых всадников, вынужден был разработать руководство по борьбе с ними и кроме того заимствовать часть тактических приемов, практикуемых аланами.

На Северном Кавказе лидирующие позиции алан долгое время были неоспоримы. Даже река Терек получила название «Алонта». С III в. н.э. со страниц письменных источников исчезают названия других сарматских племен. Римский историк Аммиан Марцелин (IV в. н.э.), писал, что «мало-помалу они подчинили себе в многочисленных победах соседние народы и распространили на них своё имя». Таким образом, можно говорить, что под именем аланов скрывается этнически неоднородное образование. Его единство объясняется не только военными успехами, но и родственной близостью племен сарматского круга. Немалую роль сыграла и общность хозяйственнополитических интересов. Аланы были заинтересованы в обеспечении безопасности караванных путей, проходивших по их территории, а добиться этого можно было лишь общими усилиями. Благодаря получаемым выгодам они могли содержать тяжеловооруженную конницу, состоящую из профессиональных воинов. Из их числа формировалась знать, ставшая главной объединяющей силой. На территории от р. Лабы и Средней Кубани на западе до Дагестана на востоке со II в. н.э. формируется Алания, т.е. территория, населённая аланами.

Описывая быт аланов, Аммиан Марцелин отмечал, что «нет у них шалашей, никто из них не пашет; питаются они мясом и молоком, живут в кибитках, покрытых согнутыми в виде свода кусками древесной коры, и перевозят их по бесконечным степям. Дойдя до богатой травой местности, они ставят свои кибитки в круг и кормятся, как звери, а когда пастбище выедено, грузят свой город на кибитки и двигаются дальше. В кибитках сходятся мужчины с женщинами, там же родятся и воспитываются дети, это — их постоянные жилища, и куда бы они ни зашли, там у них родной дом. Гоня перед собой упряжных животных, они пасут их вместе со своими стадами, а более всего заботы уделяют коням. Земля там всегда зеленеет травой, а кое- где попадаются сады плодовых деревьев. Где бы они ни проходили, они не терпят недостатка ни в пище для себя, ни в корме для скота, что является следствием влажности почвы и обилия протекающих рек».

Постепенно аланы начинают переходить к оседлому образу жизни. Занимаясь пашенным земледелием, они сеяли просо, ячмень, пшеницу. На торговых путях стали появляться укреплённые рвами и валами поселения, становившиеся политическими, торговыми и ремесленными центрами.

По своим религиозным верованиям аланы были язычниками. Отмечалось, что «нет у них ни храмов, ни святилищ, нельзя увидеть покрытого соломой шалаша, но они втыкают в землю по варварскому обычаю обнаженный меч и благоговейно поклоняются ему, как Марсу, покровителю стран, в которых они кочуют. Их способ предугадывать будущее странен: связав в пучок прямые ивовые прутья, они разбирают их в определенное время с какими-то таинственными заклинаниями и получают весьма определённые указания о том, что предвещается». Специфичной традицией аланов была искусственная деформация черепов, которым придавалась вытянутая форма.

Казалось, что власть аланов останется незыблемой. Но в 70-х гг. IV в. н.э., форсировав Волгу, на их земли ворвались отряды гуннов. Великое переселение народов привело к кардинальным изменениям на Северном Кавказе, ознаменовав собой начало эпохи средневековья.

Источник: Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Учебное пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — 125 с.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here