Домой Популярно Сарматские племена в истории Северного Кавказа

Сарматские племена в истории Северного Кавказа

31
0

Клычников Ю.Ю.

С IV в. до н.э. этническая карта Предкавказья в очередной раз претерпевает серьёзные изменения. Это связано с появлением здесь кочевников-сарматов. Их прародиной были поволжско-приуральские степи, откуда они постепенно стали двигаться на запад. Есть мнение, что причиной этому стали походы Александра Македонского в Среднюю Азию, которые всколыхнули местные племена, а те в свою очередь потеснили соседние народы. Этноним «сарматы» стал собирательным и вытеснил прежнее имя кочевников евразийских степей — скифов. Римский историк Плиний Старший (I в. н.э.) писал, что «имя скифов повсюду переходит в имя сарматов». Известны такие сарматские племена, как роксоланы, сираки, аорсы, языги, аланы и др.

В основе хозяйства сарматов лежало кочевое скотоводство. Разводили преимущественно лошадей и овец. Жилище представляло собой войлочную кибитку, которую перевозили на четырех или шести колесных повозках. Последние были не только транспортом. В случае необходимости из них быстро возводили круговое укрепление, позволявшее отражать натиск численно превосходящих сил
неприятеля. В условиях Северного Кавказа эти номады (кочевники) стали постепенно переходить к оседлости.

Сарматы создали прекрасную конницу, которая по своим боевым качествам долгое время не знала себе равных. Сарматы не только использовали луки и стрелы, но и владели длинными мечами и пиками, что давало им преимущество в рукопашных сражениях. Они одерживали верх над легковооруженными отрядами северокавказских племен. Противостоять удару закованных в железо всадников-катафрактариев не могли даже римляне. Не было спасения от их натиска в укрепленных посёлка, жизнь в которых с приходом сарматов прекращалась.

Видимо, со скифо-сарматскими племенами связан миф об амазонках. Это были женщины-воительницы, которые жили отдельно от мужчин и прославились своим независимым нравом. Учитывая, что сарматские женщины принимали участие в охоте и войне, пользовались значительными правами и возможностями в обществе, они вполне могли быть историческими прототипами для этих легендарных персонажей. Во всяком случае, живший на рубеже нашей эры греческий ученый Страбон отмечал, что «амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях… Кавказских гор <...> Всё остальное время амазонки употребляют только для себя, выполняя отдельные работы, как пахота, садоводство, уход за скотом и в особенности за лошадьми; наиболее сильные из амазонок занимаются главным образом охотой верхом на лошадях и военными упражнениями. С детства у всех них выжигают правую грудь, чтобы свободно пользоваться правой рукой при всяком занятии и прежде всего при метании копья. У них в
ходу также лук, боевой топор и лёгкий щит; из шкур зверей они изготавливают шлемы, плащи и пояса. Весной у них есть два особых месяца, когда они поднимаются на соседнюю гору, отделяющую их от гаргарейцев. По некоторому стародавнему обычаю и гаргарейцы также восходят на эту гору, чтобы, совершив вместе с женщинами жертвоприношение, сойтись с ними для деторождения…».

Для общественного устройства сарматов характерны значительные родовые пережитки. Хотя в результате частых войн роль военного предводителя — вождя — усилилась, говорить о ярко выраженном социальном расслоении у них не приходится. Упомянутый миф об амазонках лишний раз свидетельствует об архаичности общественных отношений среди сарматов, наличии у них пережитков матриархата. Это, впрочем, не мешало им одерживать победы над более развитыми соседями.

В произведении греческого писателя Лукиана Самосатского (II в. н.э.) от имени одного из героев, скифа по происхождению, повествуется, что «вдруг напали на нашу землю сарматы в числе десяти тысяч всадников, а пеших, говорят, явилось втрое больше того. А так как их нападение было непредвиденно, то они всех обращают в бегство, многих храбрецов убивают, других уводят живыми. <.> Тотчас же сарматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился».

С III в. до н.э. в степной и частично предгорной полосе получают распространение сарматские погребальные памятники в виде курганов. У сарматов был широко распространен культ зеркала. При погребении его принято было разбивать, т.к. считалось, что в нем живет душа усопшего и нужно воспрепятствовать ей вернуться в мир живых. Нередко практиковалось и ритуальное «умерщвление» меча. Сарматы верили в очистительную силу огня и клали в могилу кусочки угля или красной краски.

Духовный мир сарматов был полон духов, которых боялись, но при этом искали у них помощи. Сарматская посуда имела ручки в виде животных, служившие оберегами от попадания в питьё и пищу зла. В погребениях находят остатки опиума-сырца, который сжигали в сосудах и, находясь в наркотическом трансе, вызывали видения духов, чтобы получить от них нужный совет.

В горной зоне Центрального Кавказа по-прежнему продолжали жить племена позднекобанской культуры. На Северо-Восточном Кавказе соседом сарматов была Кавказская Албания (это раннерабовладельческое государство располагалось на территории Восточного Закавказья), а на Северо-Западе — меотские племена. Отношения с соседями у сарматов складывались неоднозначно. Их охотно привлекали в качестве военных союзников, но нередко страдали от набегов, устраиваемых этими воинственными кочевниками.

Наиболее тесно контактировали с кавказскими народами сарматы сиракского союза. Они ассимилировали с некоторыми меотскими племенами и сумели создать мощное военное объединение. Соперниками сираков выступали аорсы. Несмотря на родственную близость, эти сарматские племена враждовали друг с другом. Неудивительно, что во время войн Митридата VI с Римом они оказались в разных коалициях. Аорсы поддержали римлян и вместе с ними в 49 г. нанесли сиракам поражение, уничтожив их столицу город Успа.

Источник: Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Учебное пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — 125 с.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here