Портрет жены анапского паши, черкешенки, авторство которого неизвестно. О женщине, изображенной на картине, известно немного, но ее муж, анапский паша Хасан-Хаджи – заметная фигура в западно-кавказской политической истории XIX века.
Известно, что крепость Анапа была центром турецкой экономической, политической и идеологической активности Османской Турции на Черном море в начале 19 века. Паша Хассан-хаджи, переведенный из Трапезунда в Анапу, был наделен чрезвычайными правительственными полномочиями и смог привести к присяге на верность турецкому султану некоторых закубанских горцев и подготовить их к участию в войне с Россией. Горцев, принявших присягу на «верность падишаху», обязывали беспрекословно подчиняться турецким законам и при разборе судебных дел руководствоваться шариатом вместо третейского суда.
Источники говорят, что Хасан-паша симпатизировал черкесской знати и стремился закрепить свое политическое влияние и родственными связями — женитьбой на черкешенке.
ИСТОЧНИК: Статья Наимы Нефляшевой «Кавказ в русской живописи XIX века: между миром и войной» от 06.10.2011 г. на ресурсе «Кавказский узел» http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/1927/posts/9368. Картина из коллекции рисунков Тимура Дзуганова на фейсбуке.