Домой Популярно А.П. Беляев о казаках Северного Кавказа

А.П. Беляев о казаках Северного Кавказа

95
0

Дударев С.Л., Дударев Д.С.

Казака или горца отличать одного от другого незнающему трудно.
А. П. Беляев.

Когда он (Г.Х. Засс. — Авт.) делал ученье знаменитой тогда Прочно-Окопской сотне, то мы всегда присутствовали, любуясь удивительной удалью этих казаков, скакавших на конях во весь карьер.
А. П. Беляев.

Полное уважение мое приобрели линейные казаки. Прежде видал я их небольшими частями и не так близко, но теперь могу судить и о храбрости их и о предприимчивости.
А.П. Ермолов.

Это было на святой недели, и мы ехали среди общего веселья и ликования; все население в праздничных одеждах, группы молодых казачек и казаков разгуливали по всем улицам с песнями, пляской под звук гармони; а вечером по всем перекресткам хороводы, шум, гам и беззаботное веселье. Вообще все казачье население отличается своей живостью и веселостью. Перед домами на скамьях сидят пожилые казаки и ведут неумолкаемые беседы: о различных военных случайностях, об экспедициях, молодецких подвигах.
А. П. Беляев.

Александр Беляев — один из основателей тайного «Общества Гвардейского экипажа», автор его «Статутов», после разгрома движения декабристов был в 1827 году сослан в Сибирь, а в 1840-м — переведен рядовым на Кавказ. Во время службы в поле зрения декабриста попадали различные сословия, одним из которых являлось казачество.

Первые заметки о казаках были связаны с приближением Александра Беляева к Кизляру, за три станции до которого он увидел их наблюдательный пост. Двигаясь далее, декабрист делает более полные описания охранных функций казаков. «На каждом таком пикете находилось по три конных казака. Часовому открывался Терек и степь по обе стороны реки. В двадцати верстах расположены большие посты с избой, двором, стогом сена, куда на ночь съезжаются все казаки с единичных постов».

Пикеты являлись одной из наименьших сторожевых охранных единиц у казаков. «Пикеты повторяли кордоны в миниатюре. Кордон обычно обслуживали от 30 до 6о казаков, а пикет 8-ю человек». Эти меры предосторожности были не случайны, так как даже от женщины-казачки требовалось «много самоотвержения и мужества, ибо могут случиться небезопасные набеги хищников».

Александр Беляев обращал внимание и на разветвленную систему оповещения у казаков о приближении неприятеля и на выработанную систему условных знаков. Так, на пути из Ставрополя к Чамлыку, братья Беляевы вместе с приставленным к ним донским казаком увидели группу всадников внешне похожих на черкесов. Казак, не растерявшись, сделал полукружие от той дороги, на которой они находились. При повторе этого знака одним из всадников стало ясно, что эта партия не была хищнической.

Данная ситуация является весьма характерной для Северного Кавказа. К особенностям одежды горцев, отмеченным декабристами, следует отнести ее схожесть, даже идентичность с одеждой линейных казаков. Так, Николай Лорер, однажды попал в компанию, где было: «много казаков, совершенно схо¬жих с неприятелями, которых одежду и вооружение издавна, как известно, себе усвоили». Это подтверждается и другими исследователями. По словам А. П. Беляева: «Казака или горца отличать одного от другого незнающему трудно», или, как заметил А. А. Марлинский, «казаки отличаются от горцев только небритою головою: оружие, одежда, сбруя, ухватки — все горское». По мнению последнего автора, горская одежда имела преимущества перед европейской, являлась весьма практичной в местных условиях и не было ничего более удобного «на очной ставке с дикой природой». Любопытную схожесть отмечали и другие декабристы. Тем не менее, ссыльные все же разбирались в том, где горец, а где казак. В Станице Наур А. П. Беляев дал довольно точный портрет казака, до мелочей описав его одежду. Впрочем, дело было не только в заимствовании казаками одежды, вооружения и манер горцев. Как отмечалось выше, культурно-адаптационные процессы между двумя сторонами сопровождались и этническим взаимодействием и взаимовоздействием. Наблюдательность декабристов делает им честь. К сожалению, простые солдаты часто были далеки от того, чтобы разбираться в таких тонкостях, особенно в экстремальной ситуации. Так, когда в момент гибели генералов Лисаневича и Грекова в Герзель-ауле, пос¬ледовавшей из-за их неосторожности, «озлобленные солдаты не давали пощады никому, кто попадался им в азиатской одежде. Убиты были даже трое грузин, находившихся при генерале [Лисаневиче], и несколько гребенских казаков».

Однако, отмечая общее в одежде казаков и горцев, Александр Беляев указывал на различия, характерные для наиболее поздних казаков-переселенцев. Так, Владикавказский полк состоял из малороссиян, и казаки здесь «донашивали свои малоросские казацкие кафтаны, но когда были причислены к линейному казачьему войску, то стали носить обыкновенные линейские черкески. Женщины еще сохраняли тогда одежду малороссийскую».

Это наблюдение весьма точно показывает как отмеченные выше адаптационные процессы, так и черту, присущую многим народам и племенам мира — консерватизм женской субкультуры, которая более стойко хранит традиционные черты, нежели экстравертная мужская.

Другим аспектом, замеченным Александром Беляевым, была воинская доблесть казаков, на которую обращали внимание, как автохтонное население, так и иностранцы. Боевые качества казаков также развивались в контактах с горцами, у которых они заимствовали разнообразные воинские приемы, привычки, в том числе и весьма «экзотические», хитрости, и т. п.

Работа А. П. Беляева служит еще одним немаловажным источником для изучения истории казачества Северного Кавказа, культурные, боевые традиции и сама популяция которого должны быть сохранены для Государства Российского во имя будущего.

Источник: Дударев С. Л., Дударев Д.С. Вклад декабристов в формирование толерантного отношения российского общества к народам Северного Кавказа: книга очерков / С. Л. Дударев, Д.С. Дударев. — Армавир: Графа, 2012. С.50-55.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here