Домой Популярно Альтернативные исторические перспективы Западного Кавказа

Альтернативные исторические перспективы Западного Кавказа

1470
0
Государство Черкессия

История территорий, на которых сейчас расположены Краснодарский край и Республика Адыгея богата и разнообразна. Издавна эти земли привлекали людей из разных стран. В древние времена восточное побережье Черного моря заселили греки. Они основали многочисленные колонии, жители которых занимались торговлей, земледелием и ремеслом. В период средневековья просторные прикубанские степи привлекали различных кочевников: болгар, хазар, половцев, монголов и других. На черноморском побережье активную торговую и миссионерскую деятельность вели генуэзские купцы, которые, как в своё время греки, основали многочисленные колонии. С середины XV века регион вошёл в сферу интересов Османской империи и Крымского ханства. С конца XVIII века на Западном Кавказе начала укреплять свои позиции Россия, которая в середине 60-х годов XIX века окончательно включила данные территории в свой состав.
Как известно, у исторического хода времени нет сослагательного наклонения. При этом мы должны понимать, что у каждого варианта развития событий существовали альтернативы, которые необходимо иметь в виду. Основываясь на исторических знаниях, предлагаю вам вместе подумать над следующим: что могло произойти, если бы Россия не включила Западный Кавказ в свой состав?
Первый возможный вариант развития событий заключается в том, что Турция и Крым продолжали бы доминировать в регионе. Их владычество было весьма обременительным для адыгских племён, издавна проживавших на этих землях. Ежегодно на протяжении XVI, XVII и XVIII вв. работорговцы продавали на рынках Кафы, Карасубазара, а затем и Анапы тысячи невольников. Крымские ханы совершали разорительные походы с целью грабежа и увода пленников. В XVIII в. они огнём и мечом принуждали адыгские племена к принятию ислама. Слабость центральной власти, начавшая проявляться Турции во второй половине XVIII в. скорее всего привела бы к тому, что обширные горные и степные пространства Восточного Причерноморья превратились бы в зону беззакония. Вероятнее всего на южных рубежах России продолжило своё существование «дикое поле» — беспокойная зона безвластия, откуда постоянно исходила угроза. Естественно, что данный порядок вещей был бы невыгоден как для широких масс местного населения Западного Кавказа, так и для соседних государств, прежде всего для России.
Были ли силы, потенциально способные навести относительный порядок в регионе, кроме России? Да. Пристальный интерес к Западному Кавказу в XIX в. исходил от Великобритании. В тот период это была самая мощная морская держава. Её сила и благополучие строились на экономической эксплуатации своих заморских колоний. Одной из них мог стать и Западный Кавказ. Часто власть в английских колониях отдавалась на откуп частным коммерческим кампаниям. Первостепенными целями для них являлись прибыль и собственность. Очевидно, что источником всего этого должны были стать коренные жители данных земель. Вряд ли колонизаторы стали бы мириться с набегами, которые в российских документах время от времени называли «шалостями». Такой порядок мог быть весьма обременительным для обычных людей. Англичане жестоко подавляли любые проявления недовольства, не считаясь с особенностями местного населения. Например, в покорённой ими Индии для местных солдат-сипаев британцы ввели новые винтовки. Бумага оболочки патронов к ним была пропитана свиным и коровьим жиром, что было неприемлемо ни для мусульман, ни для индуистов. Это вызвало восстание, которое было жестоко подавлено. Пленных повстанцев привязывали к пушкам, после чего делали общий залп. Это была не только физическая, но и духовная казнь. Родственники не могли похоронить убитого таким образом человека. В то же время в России, преступников с Кавказа не убивали, а ссылали в другие районы государства. Имам Шамиль и Мухаммед-Амин, долгие годы руководившие войной против России на Северном Кавказе, были пленены на почётных условиях. Им выплачивалось хорошее денежное содержание. Они имели возможность выехать в Османскую империю. В общем, перспектива стать британской колонией сулила для жителей Западного Кавказа мало чего хорошего.
Другой исторической альтернативой являлось вхождение Западного Кавказа в состав Имамата Шамиля, возникшего на территории Дагестана и Чечни в 30-40-гг. XIX в. Третий имам считал данные территории сферой своих интересов. Он раз за разом направлял в эти земли своих наибов, т.е. наместников. Их главной задачей являлось провоцирование адыгов на «священную войну» против «неверных», а именно против России. В дальнейшем «неверными» могли объявить любых противников власти имама. Наибольших успехов среди адыгов добился третий наиб Шамиля — Мухаммед-Амин. Помимо военных акций против России он осуществлял походы против адыгов. При этом он уничтожал кресты и священные рощи, которым те поклонялись. Наиб казнил некоторых знатных адыгов и устроил несколько укрепленных резиденций. В них были возведены тюрьмы, где содержались несогласные с его политикой горцы. В случае, если бы Россия была вынуждена отступить от Кубани, например в случае решительных неудач на полях Крымской войны, в Закубанье могло вторгнуться целое войско мюридов под руководством Шамиля. В результате этого Западный Кавказ мог стать частью имамата. Вряд ли это принесло спокойствие и безопасность коренным жителям региона. Воинственная идеология мюридизма не была способна существовать без внешней войны. С другой стороны, введение новых радикальных общественных правил неминуемо привело бы к внутренним конфликтам и потрясениям.
А как же собственное государство? Ведь такой вариант так же теоретически допустим. Как показали конкретные исторические события, противоречия в адыгских обществах были очень велики. Они не позволяли в среднесрочной перспективе возникнуть сильной центральной власти, способной монополизировать в своих руках право на насилие. В начале 60-х гг. XIX в. среди горцев Западного Кавказа не нашлось политической силы, способной заключить договор с Россией на взаимоприемлемых условиях и обеспечить его выполнение. Различные группировки элит пытались отстоять своих узкие интересы или оказались введены в заблуждение турецкими и английскими агентами, которые убеждали их продолжать военные действия и обещали поддержку. В конечном счёте это стало одной из причин трагичного исхода большинства коренных жителей Западного Кавказа в Османскую империю.
В заключение хотелось бы снова обратить внимание на то, что это всего лишь теоретические размышления. В действительности был реализован только один вариант исторических событий. В разной степени он известен большинству из нас. Россия в XIX в. вовсе не была идеальным государством. Противоречий и несправедливости в ней было более чем достаточно. Однако, возможные альтернативные сценарии развития событий вряд ли могли быть лучше. Сложный процесс вхождения указанных земель в состав империи принёс свои положительные плоды. Коренные жители Западного Кавказа, сделавшие свой выбор в пользу России, смогли в полной мере оценить преимущества мирной жизни в большом государстве. Появились новые возможности для самореализации людей в сфере политики, экономики и культуры. При этом адыгам Западного Кавказа удалось сохранить свою самобытную культуру, традиции и язык.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here