Борьба с абадзехами и шапсугами, попытка создания черкесской государственности, обращение Александра II адыгам с предложением мира.
Развязав себе руки на северо-востоке, российское командование сосредоточивает своё внимание на усмирении Закубанья. К 1856 г. русские войска в целом закрепились на р. Лабе. В 1860 г., опираясь на Лабинскую и Адагумскую линии, а также на укрепление Майкоп, они начинают активные действия против могущественных и многочисленных абадзехов. Не ограничиваясь только силовыми методами, российская администрация широко практиковала усилия дипломатии и сумела на время нейтрализовать это влиятельное племя. Достигнутый результат позволял сосредоточить усилия на борьбе с другими черкесскими племенами, в частности шапсугами и натухайцами.
Отсутствие среди горцев, находящихся на догосударственной стадии развития и не сумевших переступить через племенную разобщённость, должного единства облегчало действия имперских властей. В 1861-1862 г. состоялся Сочинский меджлис, на котором была осуществлена попытка создания черкесской государственности. Собравшись 13 июня 1861 г., горцы впервые постановили созвать «великое свободное собрание» из 15-ти наиболее авторитетных людей и разделить землю на 12 округов, во главе которых должны были находиться муфтий, кадий и старшина. Предполагалось, что в черкесских владениях будет проведена мобилизация, и от «100 дымов» выставят по 5-ти всадников.
При всех грандиозных планах на практике эта структура оказалась мертворожденной. Отсутствовало письменное законодательство, и народ по-прежнему придерживался адатов, которые отличались друг от друга у разных племен. Стремление же использовать нормы шариата при поверхностной исламизации адыгского общества закончилось неудачей, т.к. привело к ещё большей путанице. Столь же плачевный результат постиг и попытку сбора налогов. Следует констатировать, что внутренних предпосылок для такого шага у горцев не было. Они по-прежнему находились в «плену средневеково-патриархального образа жизни», и данный шаг объясняется не столько внутренними потребностями, сколько внешнеполитическими обстоятельствами. Сам Сочинский меджлис был скорее на руку туркам и англичанам, которые стремились затянуть вооружённый конфликт на Кавказе и таким образом продолжить создавать для России «болевую точку» на её южном пограничье. Можно согласиться с выводом о том, что «провозглашение Сочинского меджлиса носило декларативный и инспирированный характер, не отвечало уровню политического развития горских народов. Строителями, носителями и хранителями государственности адыги стали, лишь включившись в стройную имперскую структуру России – надэтнического державного образования, опекавшего не имевшие государственных структур малочисленные народы» (1). Показательно, что когда русский десант под командованием капитана Бараховича 19 июня 1862 г. разорил постройки меджлиса, к этой идее горцы больше не возвращались.
Осенью 1860 г. был окончательно определён план покорения Западного Кавказа, утверждённый князем А.И. Барятинским. Предполагалось движение русских войск параллельно Главному Кавказскому хребту от р. Лабы на запад и от моря на восток навстречу друг другу. В конечном итоге этот замысел был осуществлён на практике, что позволило окончательно сломить сопротивление «немирных» горцев.
Но прежде, чем загрохотали пушки, с «немирными» горцами попытались в очередной раз договориться и решить дело миром. На этот раз к ним обратился сам император, который осенью 1861 г. принял депутацию адыгов и заявил им: «Я к вам прибыл не как враг, а как доброжелательный друг. Я хочу, чтобы ваши народы сохранились, чтоб они не бросали родных мест, чтобы они согласились жить с нами в мире и дружбе. Россия – большое государство, перед которым стоят великие исторические задачи. Нам необходимо укрепить наши границы, приобрести моря для выхода к другим странам. Наша торговля с другими народами должна идти через моря. Мы не можем обойтись без Черного моря. Предлагаю дать ваше согласие на прокладку через ваши земли трех дорог к Черному морю: к Анапе, Новороссийску и Туапсе. Казна моя за это выплатит вознаграждение тем аулам, которым придется переселиться с территории, отведенной под эти дороги. Вы должны признать подданство русского царя, это не лишит вас национальной самобытности: вы будете жить и управляться по своим адатам, никто не будет вмешиваться в ваши внутренние дела. Администрация и суд будут из ваших выборных людей. Вы много десятков лет воюете храбро, но ваши лучшие люди гибнут, и вам не отстоять самостоятельности потому, что моя армия велика и сильна. Нет никакого разумного основания губить и дальше людей. Если вы прекратите губительную войну, ваш народ сохранится и ему будет легче жить. Русское государство будет вас охранять от врагов и блюсти ваши интересы, залечатся раны, утихнет вражда, и через полвека вы будете жить государственной жизнью и управляться по справедливым законам. Ваши дети и внуки воспримут грамоту и культурные навыки в ведении хозяйства, и им жить будет куда легче, чем вам. В этот решительный час я прошу вас понять неизбежность покорения русскими Кавказа и принять мои условия, при которых ваш народ сохранится в наибольшей целости и будет иметь возможность жить и развиваться себе на пользу и благоденствие. Если мои условия будут отвергнуты, я буду вынужден приказать своим генералам закончить войну в ближайшие годы, несмотря ни на какие жертвы, и царский приказ будет исполнен, но это принесет вам неисчислимые бедствия и истребления народа… Будьте же благоразумными, примиритесь с исторической неизбежностью. Царское слово крепкое, и я торжественно заявляю, что мое слово будет свято и нерушимо, это все я подтвержу царским указом» (2). Пожалуй, комментарии здесь излишни. Но, увы, и этот шанс был упущен…
В 1862 г. стало очевидным, что в войне на Северо-Западном Кавказе произошел перелом. Перед черкесами был поставлен нелёгкий для них выбор: либо покориться и переселиться на контролируемые русскими войсками земли, либо перебраться в Турцию, где, как считали многие из них, султан обеспечит своим единоверцам «райскую» жизнь (3). Остатки сопротивления горцев были сломлены к 1864 г.
1. Матвеев О.В. «Народная воля заменяла… положительное право». (Еще раз к вопросу о Сочинском меджлисе начала 60-х гг. XIX в.) // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. — 2000. — №1-2. — С.20.
2. Цит. по: Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / Под общ. Ред. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: «Советская Кубань», 1996. — С.264-265.
3. Скибицкая И.М. Создание кордонных линий и продвижение военных отрядов в Закубанье в 1860-1862 гг. (историко-географический аспект завершающего этапа Кавказской войны) // Историко-географический сборник. Выпуск.1. / Под ред. А.М. Авраменко. – Краснодар: ООО «Картика», 2007. — С.409-429.
Из монографии Клычникова Ю.Ю. «Солдат империи Николай Иванович Евдокимов». – Пятигорск: ПГУ, 2019.